Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Словарь по аналитической психологии
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗЛО

ЗЛО (Evil; Bose) - нормативно-оценочная категория морального сознания (противоположная добру), обозначающая нравственно-отрицательное и предосудительное.Юнг относился к злу прагматически, подходя к нему с позиций эмпиризма. Как психотерапевт он считал, что в первую очередь следует заниматься субъективным суждением человека о том, что есть зло (добро). То, что однажды может проявиться как зло, на более высоком уровне сознания может выступить в качестве источника добра. «В конце концов, нет такого добра, которое не может принести зло, и такого зла, которое не сможет вызвать добро (CW 12, par. 36. К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Киев. 1997; пар. 36. Далее ПА). «Добро и зло суть принципы, и следует думать, что простираются они много выше и дальше нашего существования. Говоря о добре и зле, мы ведем конкретный разговор о сущности, глубочайшие качества которой нам на самом деле неизвестны. Если нечто переживается как злое и греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха» (CW 10, par. 846) «Мнить, будто нам [психотерапевтам] всегда доступно суждение о добре и зле для пациента, было бы заносчивостью. Что-то для него является злом, но все же он творит его и испытывает муки совести. Но для данного человека - глядя и терапевтически, и эмпирически, - это может обернуться и великим благом. Возможно, он должен пережить зло, претерпеть его власть над собой, ибо лишь так он окажется способен, наконец, преодолеть собственное фарисейство по отношению к другим людям. Быть может, ему надлежит получить щелчок по носу от судьбы, бессознательного. Бога - называйте это как хотите - надлежит свалиться в грязь, поскольку лишь такое сильное переживание может «подтолкнуть» его, хотя бы на один шаг вывести из инфантилизма, сделать более зрелым» (там же, par. 851).

Предыдущая страница Следующая страница