Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Д" (часть 16, "ДОМ"-"ДУР")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 16, "ДОМ"-"ДУР")

ДОМИНИРОВАНИЕ ГЛАЗНОЕ

ДОМИНИРОВАНИЕ ГЛАЗНОЕ (лат. dominantis) - тенденция использовать один глаз, когда нужно сфокусировать взгляд на объекте. Какой то один глаз всегда является ведущим, то есть «ведёт» за собой второй глаз от одной точки фокусировки до другой. У праворуких это может быть и левый глаз, и наоборот, поэтому говорить об абсолютном доминировании одной гемисферы головного мозга над другой не следует, обычно оно является относительным.

ДОМИНИРОВАНИЕ МОЗГОВОЕ

ДОМИНИРОВАНИЕ МОЗГОВОЕ (лат. dominantis) - предположение, согласно которому одно полушарие головного мозга имеет тенденцию быть доминантным в контроле над движениями и речью. Имеются основания считать, что в контроле движений тела у леворуких доминирует правое полушарие и наоборот. В контроле над речью и языком у подавляющего большинства праворуких доминирующим является левое полушарие; у большинства леворуких, хотя и значительно меньшего по численности, также доминантным является левое полушарие. В отношении других психологических функций представления о доминировании являютя, скорее, умозрительными, Например, нет серьёзных оснований считать, что функционирование бессознательного связано с субдоминантным полушарием, поскольку подавляющее большинство автоматизированных действий формируется благодаря функциионировани доминантной сфере. Произвол бессознательного в этом смысле вызван, скорее всего тем, что главное полушарние прекращает выполнять свои организующие и интегрирующие функции.

ДОМИНИРОВАНИЕ МОЗГОВОЕ СМЕШАННОЕ

ДОМИНИРОВАНИЕ МОЗГОВОЕ СМЕШАННОЕ (лат. dominantis) - появившаяся в последнее время точка зрения, согласно которой каждое полушарие головного мозга играет доминирующую роль в реализации определённых когнитивных и сенсо-моторных функций. Многие исследователи склонны считать, что смешанное доминирование ответственно за ряд дисфункций, особенно таких, которые касаются речи и связанных с нею когнитивных функциий, включая чтение.

ДОМИНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ

ДОМИНИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЬ (лат. dominantis) - термин Г.Мюррея, обозначает потребность управлять другими.

ДОМИНИРУЮЩИЕ ИДЕИ

ДОМИНИРУЮЩИЕ ИДЕИ - убеждения людей, которые принимаются априори как самые важные, определяющие взгляды, установки и поведение личности независимо от реально меняющейся ситуации, в том числе и негативного отношения окружающих, несовпа-.дения этих убеждений с официальной пропагандой, общепринятыми взглядами, ценностными ориентациями большинства представителей данного этноса.

Так, у народов Индии таковой выступает идея примата духовного над телесным, у русских - идея соборности, коллективизма. Без учета доминирующих идей нации, народности трудно рассчитывать на успех в принятии тех или иных политических решений, при изменении социального строя государства, при экономических и иных реформах.

ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ ИЛИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

ДООПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ СТАДИЯ ИЛИ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ (Пиаже) - вторая стадия когнитивного развития, следующая за первой, сенсомоторной. Начинается с понимания ребёнком факта постоянства объекта и завершается появлением конкретных умственных операций. Синоним: Наглядно-образное мышления (см. Мышление).

ДОПАМИН

ДОПАМИН - один из катехоламинов, нейромедиатор нервных структур, контролирующих моторику и уровень психической активности (с увеличением его концентрации в ЦНС связывают патогенез некоторых психотических нарушений). См. Дофамин.

ДОПИНГ

ДОПИНГ (англ. dope - наркотик, дурман) - жаргонизм, обозначает любое химическое вещество, обладающее психоактивирующим действием.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ - включение в основной мотив деятельности другого для усиления первого.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЯДЫ - совокупность условий, факторов, причин, выстраивающихся в определенной последовательности и обусловливающих возникновение психических заболеваний.

Представление о дополнительных рядах (Erganzungsreihen) возникло у З. Фрейда в связи с обсуждением вопроса о том, являются неврозы экзогенными или эндогенными заболеваниями, то есть являются ли они неизбежным следствием определенной конституции или продуктом травматических жизненных впечатлений, вызываются ли они фиксацией либидо или возникают в результате вынужденного отказа. Рассматривая данный вопрос в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), он провел аналогию, полагая, что подобная дилемма сходна с другой, связанной с попыткой ответить однозначно на вопрос, появляется ли ребенок на свет вследствие оплодотворения отцом или в результате зачатия матери, в то время как для этого необходимы оба условия. В причинах неврозов, как полагал З. Фрейд, соотношение похожее. «Все случаи невротических заболеваний при рассмотрении их причин располагаются в один ряд, в пределах которого оба фактора - сексуальная конституция и переживания или, если хотите, фиксация либидо и вынужденный отказ - представлены так, что одно возрастает, если другое уменьшается».

С точки зрения основателя психоанализа, на одном конце ряда находятся крайние случаи, свидетельствующие о том, что человек все равно бы заболел, что бы он ни переживал и как бы ни щадила его жизнь, то есть он подвержен заболеванию вследствие своего особого развития либидо. На другом конце располагаются случаи, говорящие о том, что человек несомненно избежал бы болезни, если бы жизнь не поставила его в трудное, невыносимое положение. Внутри ряда располагаются те случаи, когда та или иная степень предрасположенности сексуальной конституции накладывается на большую или меньшую степень вредности жизненных требований. Словом, сексуальная конституция не привела бы человека к неврозу, если бы у него не было соответствующих переживаний, и эти переживания не подействовали бы на него травматически, если бы у него было иные отношения либидо. Исходя из такого понимания причин, условий и факторов возникновения неврозов, З. Фрейд предложил назвать «подобного рода ряды дополнительными рядами».

Основатель психоанализа считал, что аналогичным образом выстраиваются и другие подобные ряды. Например, «с фактором детского переживания сексуальная конституция образует опять-таки «дополнительный ряд», подобно уже известном ряду между предрасположением и случайным переживанием взрослого».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА -

два таких цвета, которые при смешении (сложении) составляющих их излучений образуют белый цвет. Дополнительные цвета обладают особой контрастностью, их сочетание в рекламе, оформительской работе целесообразно с психологической точки зрения (например, сине-зеленый и красный, оранжевый и синий, зелено-желтый и фиолетовый).

ДОППЛЕРА ЭФФЕКТ

ДОППЛЕРА ЭФФЕКТ - смещение высоты тона или оттенка цвета по мере передвижения стимула относительно наблюдателя: его удаление меняет тон на более низкий, оттенок цвета - на стремящийся к фиолетовому, а приближение производит обратный эффект. На основе данного открытия разработаны некоторые диагностические технологии, например, допплерография.

ДОПУЩЕНИЕ (В РЕЧИ)

ДОПУЩЕНИЕ (В РЕЧИ) - высказывание-предположение о верности чего-либо, относительное согласие с мыслью собеседника (как уступка собеседнику). Так, например, если собеседник высказывает даже сомнительную мысль (об экономических последствиях какого-то мероприятия, о развитии политических событий и т. д.), целесообразно ответить: Да, это в принципе может случиться (вполне можно допустить, что так будет, это не исключено, это достаточно вероятно), однако (хотя, но в то же время)… (и далее изложить свою позицию). Положительное коммуникативное явление. Ср. концессия. Как прием показа объективности анализа, оценки и как момент речевой вежливости, уважения к собеседнику. Гораздо худшее впечатление произведет жесткое или категорическое отрицание мысли собеседника, тем более всех его мыслей подряд.

ДОПЫТЫВАТЬСЯ

Отрицательное поведение. Можно вежливо выразить свое отрицательное отношение к этому: Я бы не хотел продолжать этот разговор, Я не могу об этом говорить. Можно отшутиться: «Но все-таки когда у вас день рождения?» - «Не помню. Честное слово, не помню. Кажется, это у меня записано в паспорте: я потом посмотрю и вам скажу».

ДОРКИ-АМЕН МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАКЦИИ ТРЕВОГИ

ДОРКИ-АМЕН МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ РЕАКЦИИ ТРЕВОГИ - детский проективный тест с 12 незавершёнными картинками, по ним испытуемому требуется составить устный рассказ. Уровень тревоги определяется по количеству "грустных" картинок, точнее - соответствующих ассоциаций с ними.

ДОСКА ФОРМ СЕГЕНА

ДОСКА ФОРМ СЕГЕНА - методика исследования умственного развития детей. Относится к группе практических тестов. Предложен Э. Сегеном в 1866 г. Материал методики включает 5 досок с врезанными в них фигурами. Испытуемому предлагается внимательно рассмотреть доску, после чего доска переворачивается, выпавшие из соответствующих гнезд фигурки или детали перемешиваются. Испытуемого просят уложить все фигуры на прежнее место. Время выполнения хронометрируется. Процедура последовательно повторяется с каждой из остальных четырех досок. Особенности действий испытуемого, его реакции, высказывания, характер отдельных попыток восстановления фигур и ошибки отмечаются в протоколе обследования. В случае если испытуемый не справляется с заданием, экспериментатор оказывает помощь организующего или стимулирующего характера. В дальнейшем при безуспешных попытках экспериментатор может прибегнуть к подсказкам, вначале словами (указание на ошибку, рекомендация изменить способ решения, вложить ту или иную деталь), а потом - действиями, то есть вкладыванием какой-нибудь детали. Каждый вид помощи оказывается через определенные промежутки времени с тем, чтобы можно было наблюдать за действиями испытуемого после оказания помощи. Ценность методики заключается в том, что она предельно проста, может быть применена для исследования детей, начиная с дошкольного возраста и даже с двух лет. Тест может быть использован при обследовании детей с задержкой развития как органического, так и невротического генеза. Дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания. Л.Ф.Бурлачук

ДОСКАЗЫВАТЬ МЫСЛЬ ЗА ДРУГОГО

Не очень культурное речевое поведение, сродни перебиванию собеседника и показу себя.

- Ср. у Грибоедова в «Горе от ума»: Чацкий. …Но Скалозуб? Вот загляденье: За армию стоит горой, И прямизною стана, Лицом и голосом герой… София. Не моего романа.

ДОСЛОВНОСТЬ (ДОСЛОВНЫЙ ПЕРЕСКАЗ, ДОСЛОВНАЯ ПЕРЕДАЧА)

Пересказывать чужие мысли лучше дословно, никак не искажая ни по существу, ни во внешнем выражении - это особая черта высокой культуры речи и культуры вообще, высокой нравственности и интеллекта - и наоборот (когда пересказывают «своими словами», с различными синонимическими вариациями, в другом речевом стиле, с «отсебятиной», с сокращениями, изъятиями важных выражений). Ср., например в «Горе от ума» диалог Софии с T.N. и его пересказ: София. Он [Чацкий] не в своем уме. T.N. Ужель с ума сошел? София (помолчав). Не то, чтобы совсем. T.N. Однако есть приметы? София (смотрит на него пристально). Мне кажется… и позже - Загорецкий. В горах изранен в лоб, сошел с ума от раны.

ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВАЦИЯ

ДОСТИЖЕНИЯ МОТИВАЦИЯ -

(от франц. motif - побудительная причина) - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.

* * *

(от фр. motif - побyдительная причина) - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная c потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач. Поскольку изначально преобладавшее определение мотива достижения как «стремления к повышению уровня собственных возможностей» не объясняло определенных особенностей развития, были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения. Это: 1) личностные стандарты (оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т. д.); 2) привлекательность самооценки (привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данной деятельности); 3) индивидуальные предпочтения типа атрибуции (приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельством). Д. м. имеет непосредственную связь с конфликтами. Если человек стремится к успеху, реализуя естественную для него Д. м., за счет др. людей или в ущерб им, это создает условия для возникновения межличностных конфликтов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ

ДОСТОВЕРНОСТЬ - показатель знания как обоснованного, доказанного, бесспорного; используется как синоним истины. Д. м. б. подтверждена эмпирическим исследованием, реже - способом логических доказательств. Основной критерий Д. - общественно-историческая практика. Более точный смысл Д. приобретает в теории вероятностей. Д. выражает степень осведомленности определенного лица об условиях и факторах, содействующих или противодействующих наступлению события. Поэтому Д. часто включает в себя значительный элемент неопределенности. Границы между мнением, верой, предположением, знанием и истиной относительны и подвижны. Д. является важнейшей характеристикой любой информации в конфликтологии. Исследуя конфликты, занимаясь их управлением, необходимо всегда оценивать степень Д. информации, на основе которой принимаются те или иные решения. Д. определяется степенью информированности искомого источника; степенью его подготовленности; подтвержденностью оценок и выводов научными фактами; подтвержденностью информации практикой.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ - свойство информации на выходе системы соответствовать информации, поступившей на ее вход. Количественно Д. и. оценивается такими показателями, как наработка на информационную ошибку, интенсивность информационных ошибок, вероятность безошибочности информации. При расчетах этих показателей принимаются следующие допущения: 1) информационные ошибки (искажения) в составных компонентах СЧМ являются независимыми, случайными событиями; 2) поток информационных ошибок является простейшим, т. е. подчиненным закону Пуассона; 3) появление информационной ошибки (искажения) в отдельной компоненте системы приводит к появлению ошибки на ее выходе; 4) критерии появления (наличия) ошибок точно определены и их можно использовать для диагностики ошибок. С учетом этих допущений В. Л. Тихомировым предложены формулы для определения показателей Д. и.

ДОСТОВЕРНЫЙ

ДОСТОВЕРНЫЙ - надёжный, валидный, сообщающий истину.

ДОСТОИНСТВО

ДОСТОИНСТВО - осознание человеком собственной значимости. Д. близко по своему значению к таким понятиям, как «престиж», благородство, амбиция, самоуверенность, апломб. В ходе конфликтного противодействия одним из главных объектов нанесения «ударов» друг другу является Д. оппонента.

* * *

(от достой «приличие») - см. Чувство собственного достоинства.

А на отдельном листочке он написал еще, - что пишут с огромным достоинством почти все самоубийцы: «В смерти моей никого не винить» (С. Сергеев-Ценский, Наклонная Елена).

ДОСТРАИВАНИЕ ОБРАЗА

ДОСТРАИВАНИЕ ОБРАЗА - формирование более полного представления индивидом о человеке при условии ограниченной информации о нем, в частности, на основе первого о нем впечатления. В таких случаях играет роль пристрастность заключений и оценок.

Ср.:

Все эти толки и рассуждения произвели однако ж самые благоприятные следствия, каких только мог ожидать Чичиков. Именно пронесли слухи, что он ни более ни менее как миллионщик. Жители города и без того… душевно полюбили Чичикова, а теперь после таких слухов полюбили еще душевнее (Н. Гоголь, Мертвые души).

Ср.:

Мужчине неприятно и противно знать половую жизнь другого мужчины. Женщина же создает себе в мыслях общую картину половой жизни другой женщины немедленно после первого знакомства с ней. Она оценивает ее исключительно с этой точки зрения (О. Вейнингер, Пол и характер).

Ср. стереотипизация, социально-психологическая рефлексия.

ДОТРАГИВАТЬСЯ ДО СОБЕСЕДНИКА

ДОТРАГИВАТЬСЯ ДО СОБЕСЕДНИКА - брать его за плечо, за рукав, за пуговицу и т. п., говоря ему что-то. Есть мнение, что это придает убедительности словам такого субъекта и доверия, расположения к нему со стороны собеседника, но вряд ли это верно во всех случаях. В целом это вульгарное, плебейское речевое поведение. Следует отучиваться от этого манеризма, тем более не допускать его в беседе с порядочным человеком, в отношении собеседницы-женщины (последнее иногда является приемом ухаживания или может так восприниматься по ошибке). См. гаптика.

ДОФАМИНОВАЯ ГИПОТЕЗА

ДОФАМИНОВАЯ ГИПОТЕЗА - гипотеза, согласно которой продуктивные симптомы шизофрении (в основном, бред, галлюцинации) непосредственно вызваны избытком дофамина в ЦНС, при этом сам избыток дофамина может быть обусловлен различными причинами (в числе основных называют торможение обратного поглощения дофамина пресинаптическими нервными окончаниями).

ДОЧЕРНЕЙ РЕГРЕССИИ ЗАКОН

ДОЧЕРНЕЙ РЕГРЕССИИ ЗАКОН - закон генетики, действие которого можно иллюстрировать так: дети высоких родителей будут в среднем ниже среднего роста родителей.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРАЗНИТЬ

ДРАЗНИТЬ - умышленно сердить насмешками, перекором. Привычка невоспитанных детей, которая подчас переходит к человеку и в его взрослое состояние или заменяется на злоречивость за глаза. Порядочному человеку в случае, если его пытаются дразнить, нужно достойно заметить: «Я вас не понимаю!», «Вы взяли со мной не тот тон» или что-то в этом роде. Не поддразнивай и не передразнивай; Не отдразнивайся; Лучше дразнить собаку, чем женщину (Словарь Даля). Дразнение со стороны взрослого индивида следует расценивать как его незрелость или как нравственный сублимированный садизм.

ДРЕЙФ

ДРЕЙФ (гол. drijven - плавать; гнать) - 1. бездействие, безинициативность, неспособность противостоять обстоятельствам ("жизнь по течению"). Один из главных симптомов шизофрении (Тиганов, 1999); 2. движение судна, льдины под воздействием течения, ветра; 3. микродвижения глаз с амплитудой от 0,8до 10 угловых минут в секунду и амплитудой 0т 3 до 30 угловых минут.

* * *

В офтальмологии - непроизвольное, несогласованное относительно медленное движение глаз в виде «соскальзывания» взора с заданного направления.

ДРОЖАНИЕ

См. Тремор.

ДРОЖАНИЕ ИНТЕНЦИОННОЕ

ДРОЖАНИЕ ИНТЕНЦИОННОЕ - Вариант дрожания (см.). Возникает в конечностях при произвольных целенаправленных движениях с амплитудой, нарастающей по мере приближения к цели. Характерный признак поражения мозжечка и его связей.

ДРОП-АТАКА

Син.: Симптом падающей капли. У больных с недостаточностью кровообращения в вертебробазилярной системе при резких поворотах головы возможно остро возникающее кратковременное снижение общего мышечного тонуса. При этом больной падает, но сознания не теряет.

ДРУГ

ДРУГ - человек, к которому испытываешь симпатию, привязанность, доверие, отношения с которым достаточно длительное время складываются весьма позитивно и бесконфликтно на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактов. Д. - тот, кто с тобой, когда ты неправ. Настоящие друзья познаются тогда, когда попадаешь в тяжелую ситуацию. Критерием дружбы является тот объем помощи, который тебе может бескорыстно и без просьбы с твоей стороны предложить или оказать Д., а также величина ущерба, который он готов ради тебя понести, не испытывая при этом негативных эмоций. Конфликты с Д. - самостоятельная и важная проблема конфликтологии. Д. - противоположность врага. Поэтому изучение индивидуальных особенностей Д., генезиса и развития дружбы представляет интерес для более глубокого понимания механизмов возникновения конфликтов.

ДРУГИЕ РАССТРОЙСТВА ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

ДРУГИЕ РАССТРОЙСТВА ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ - исключая расстройства гендерной идентификации, сюда относятся: 1. устойчивое желание детей носить одежду людк ротивоположного пола; 2. кратковременные эпизоды ношения одежды у взрослых людей людей в ситуации стресса; 3. клинические проявления, аналогичные транссексуализму, наблюдающиеся на протяжении до 2-х лет; 4. склонность к членовредительству в виде одержимости идеей кастрации или ампутации полового члена без стремления иметь сексуальные характеристики другого пола; 5. расстройство полового отождествления, не сопровождающееся стойким стремлением к изменению собственной половой принадлежности (имеется в виду приобретению некоторых и особеннотей поведеня че черт другого пола) посредством хирургического или гормонального вмешательства; 6. расстройство половой идентификации, сопутствующее другим психическим или физическим заболеваниям бх того, чтобы внутренне осознавтть сеюы инодивожом другого пола. Систематика расстройств половой и полоролевой идентификации, представленная в МКБ-10, характеризуется статичностью, как и многие другие нарушения, и это иожег рассматриваться., с похизии отечественных исследователей как существеннный её недостаток. См. Расстройства гендерной идентичности, Расстройство половой идентичности, Расстройство половой идентификации транссексуального и трансролевого типа в детском возрасте.

ДРУГОЙ

ДРУГОЙ - иной человек, не я, не такой, как я. Если человек понимает, что Д. всегда является не таким, как он, и иначе быть не может, то социально-психологических условий для конфликта не возникает. Если же наличие Д. рассматривается как потенциальная угроза для удовлетворения пусть неосознаваемых потребностей, то возникает противопоставление себя и Д., чреватое возможным конфликтом.

ДРУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖИНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Д-СОН

Д-СОН - парадоксальный, БДГ-сон, сон с быстрыми движениями глаз (по картине ЭЭГ - с картиной бодрствования).

ДУАЛИЗМ

ДУАЛИЗМ - (от лат. dualis - двойственный), философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту, есть две субстанции - материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на мышлении. При решении антропологической проблемы Декарт выдвинул гипотезу взаимодействия этих субстанций, в котором в качестве посредника между телом и душой рассматривалась шишковидная железа мозга. Философское учение, постулирующее действенное начало и материального, и духовного. В психологии дуалистические принципы были реализованы прежде всего в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Противоположность - Монизм.

* * *

(лат. dualis - двойственный) - 1. философская доктрина, различающая два абсолютно разных состояния природы: дух и материю (Платон). Мягкий вариант дуализма допускает некоторое, хотя метафизически ничтожное сходство этих разных субстанций; например, в любом материальном объекте заключена определённая информация, то есть нечто нематериальное, как бы духовное. В параллельном варианте дуализма сознание и материя (психическое и физиологическое) рассматриваются как два совершенно разных природных явления, развивающиеся, однако, параллельно (концепция психофизического параллелизма). В интерактивном варианте дуализма оба эти явления рассматриваются как взаимодействующие, влияющие друг на друга, и тем не менее имеющими фундаментальное различие (концепция психофизического взаимодействия). Вообще говоря, кажется несколько странной, схоластической дискуссия о понятиях, которые фактически до сих пор никак не определены, не сделал этого, между прочим, и сам Декарт, который инициировал эту достаточно бесплодную дискуссию. Любопытно, что материалисты, например, Плеханов Г.В. (1856-1918), определяют материю в категориях психологии: материя есть то, "что действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения". Дефиниции сознания в терминах материализма, как известно, не существует (это замечание кажется уместным при решении вопроса о том, что именно является первичным и что - вторичным, материя или сознание - для человека единственной и неоспоримой реальностью являются лишь феномены его внутреннего мира).

ДУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО

ДУАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - чрезмерно большая привязанность (болезненного характера) двух людей - влюбленных, собутыльников и др. Ср. образы Тристана и Изольды в средневековой повести. Ср. анаклизия.

ДУБИНА - ДЖОНСОНА СИНДРОМ

ДУБИНА - ДЖОНСОНА СИНДРОМ (по именам американских патолога I. N. Dubin, 1913-1981, и врача F. В. Johnson, род. в 1919; синонимы - негемолитическая конституциональная желтуха с липохромным гепатозом, хроническая идиопатическая желтуха) - хроническая семейная конъюгированная гипербилирубинемия, характеризующаяся доброкачественной желтухой, обусловлена нарушением механизмов транспорта билирубина из микросом гепатоцитов в желчь. Уровень билирубина в пределах 30-85 мкмоль/л. У части больных отмечается увеличение печени, пальпация ее может быть болезненной, слабость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, тошнота, боли в животе. При обследовании выявляют умеренное увеличение содержания в крови прямого билирубина, повышение выделения с мочой копропорфирина. Характерны задержка элиминации бромсульфалеина со вторичным повышением его содержания в крови через 30-45-90 минут после внутривенного введения; отсутствие контрастирования желчного пузыря при пероральной и внутривенной холецистографии. При лапароскопии печень зеленовато-коричневого цвета из-за скопления в гепатоцитах коричневого липохромного пигмента. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Течение доброкачественное, прогноз благоприятный. Лечение симптоматическое (гепатопротекторный лечебный режим).

I. N. Dubin, F. B. Johnson. Chronic idiopathic jaundice with unidentified pigment in liver cells: a new clinicopathologic entity with report of 12 cases. Medicine, 1954; 33: 155-179.

ДУБИНИ СИНДРОМ

ДУБИНИ СИНДРОМ (Dubini, 1846) - миоклоническая форма летаргического энцефалита Экономо.

* * *

(электрическая хорея Дубини, описана итальянским врачом A. Dubini, 1813-1902) - генерализованный миоклонический гиперкинез, наблюдающийся у больных со стволовым энцефалитом. Характерны острое начало: лихорадка, головная боль, появление быстрых миоклонических судорог лица и конечностей, иногда - полиневритические параличи с электрической реакцией дегенерации и мышечной атрофии. Исход часто летальный.

A. Dubini. Primi cenni sulla corea elettrica. Annali universali di medicina, Milano, 1846; 117: 5-50.

ДУБОВИЦА СИНДРОМ

ДУБОВИЦА СИНДРОМ (описан английским педиатром и гистохимиком V. Dubowitz, род. в 1931) - наследственное заболевание: выраженное отставание в физическом развитии, начавшееся еще пренатально; дети рождаются с резкой гипотрофией; задержка в физическом развитии сохраняется и в дальнейшем, причем дефицит массы тела преобладает над дефицитом роста; плохой аппетит, понос, рвота; облигатный признак - прогрессирующая микроцефалия (уменьшение размеров черепа более чем на 10 % возрастной нормы). Характерно лицо: скошенный лоб, гипоплазия надбровных дуг, широкая переносица, птоз, чаще односторонний, эпикант (вертикальная кожная полулунная складка, спускающаяся с верхнего века у внутреннего угла глаза и прикрывающая слезное мясцо), телекант (латеральное смещение внутренних углов глаз при нормальном расположении глазных яблок), блефарофимоз (короткая и узкая глазная щель), микрогнатия (малые размеры верхней челюсти), высокое нёбо или расщелина нёба, редкие брови и ресницы; хриплый голос; нарушение прорезывания зубов. Патогномоничный признак - шелушение кожи, особенно на голове, лице, сгибательных поверхностях конечностей, часто расценивающееся как экзема. В ряде случаев описаны: клинодактилия (латеральное или медиальное искривление пальцев), плоскостопие, пилонидальные ямки (сакральный синус, эпителиальный копчиковый ход - канал, выстланный многослойным плоским эпителием, открывающийся в межягодичной складке у копчика), крипторхизм, гипоспадия, гипоплазия половых губ. Больные отстают в умственном развитии. Тип наследования - аутосомно-рецессивный. Лечение симптоматическое.

V. Dubowitz. Familial low birthweight dwarfism with an unusual facies and a skin eruption. Journal of medical genetics, 1965; 2: 12-17.

ДУБРОВИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУБРОВСКИЙ

Казимир Маркович (1900-1972) - украинский психолог и психотерапевт. Закончил физико-математический фак-т Харьковского ун-та, затем Харьковскую Военно-медицин-скую Академию. Владел несколькими иностранными языками. В 1930-е гг. был репрессирован, сослан в Сибирь. После реабилитации в 1950-1960-е гг. работал в Харьковской железнодорожной поликлинике, сотрудничал с первой в нашей стране кафедрой психотерапии под руководством И.З. Вельвовского. По взглядам и методам работы принадлежал к научной школе В.М. Бехтерева. В начале 1960-х гг. для лечения различных видов неврозов создал метод эмоционально-стрессовой психотерапии, основная идея которого состояла в качественном изменении статуса психотерапии - из сопутствующей коррекционному курсу она стала ведущей в ходе лечебного процесса. В 1966г.вышли работы Д., посвященные методике директивного группового внушения (Методика директивного группового внушения / Психотерапия в курортологии. Киев, 1966; Одномоментный метод снятия заикания /Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества. Киев, 1966). В них подобного вида психотерапия характеризовалась как концентрированное внушение наяву в форме одномоментного удара или взрыва, имеющего целью в короткий промежуток времени изменить характер отношения больного к своему страданию, т.е. осуществить реконструкцию поведенческих реакций . При этом Д. подчеркивал большое значение аффективного состояния пациентов для создания перелома в лечении. В дальнейшем метод эмоционально-стрессовой психотерапии был научно обоснован в Работах В.Е. Рожнова и его школы (1981). современной терапии комплексного заикания феномен Дубровского в его различных формах (собственно сеанса эмоционально-стрессовой психотерапии, Шок-терапии эмоциями, идеи взрыва, подвига) используется многими психотерапевтами. Я.Л. Карпова

ДУБРОВСКОГО МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ

ДУБРОВСКОГО МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ ЗАИКАНИЯ - использование группового внушения наяву при лечении логоневроза в комплексе с логопедической помощью (Дубровский, 1966).

ДУГА ИСТЕРИЧЕСКАЯ ШАРКО

Опистотонус (см.) с опорой на затылок и пятки, возникающий во время истерического припадка. Описал у больных истерией французский невропатолог J. Charcot (1825-1893).

ДУГА РЕФЛЕКТОРНАЯ

Син.: Кольцо рефлекторное. Совокупность нервных образований, обеспечивающих осуществление безусловного рефлекса (см.). Ее составляют рецепторы, эффектор и соединяющие их нервные связи, формирующие центростремительную и центробежную части рефлекторного кольца.

ДУГАСА СИМПТОМ

ДУГАСА СИМПТОМ (описан американским хирургом L. А. Dugas, 1806-1884) - признак травмы плечевого сустава: больной не может положить ладонь поврежденной руки на другое плечо так, чтобы локоть касался груди.

ДУГЛАСА СИМПТОМ

ДУГЛАСА СИМПТОМ (Дугласа крик, описан в 1730 английским хирургом и анатомом J. Douglas, 1675-1742) - признак внематочной беременности: сильная острая боль при пальпации сводов влагалища при отсутствии изменений их формы.

ДУГОГОБРАЗНЫЙ ПУЧОК

ДУГОГОБРАЗНЫЙ ПУЧОК - основной нервный путь, соединяющий зону Вернике с зоной Брока. При его повреждении возникает проводниковая афазия (см. Афазия).

ДУГООБРАЗНОЕ ЯДРО

ДУГООБРАЗНОЕ ЯДРО - ядро гипоталамуса, клетки которого продуцируют гипоталамические гормоны. Это область, где заканчиваются афферентные нервные пути от языка и лица.

ДУКАСА - КАПЕТАНАКИСА ЭКЗЕМАТИДОПОДОБНАЯ ПУРПУРА

ДУКАСА - КАПЕТАНАКИСА ЭКЗЕМАТИДОПОДОБНАЯ ПУРПУРА (описана дерматологами C. Doucas, J. Kapetanakis) - появление на коже голеней, а затем туловища расположенных близко друг к другу желтовато-коричневых пятен, иногда - с небольшим отрубевидным шелушением, точечными геморрагиями. При гистологическом исследовании выявляют неравномерный акантоз, очаговый паракератоз, межклеточный отек шиповатого слоя с экзоцитозом, очаговые и сливающиеся инфильтраты вокруг расширенных капилляров (лимфоциты, гистиоциты, базофилы, фибробласты). Лечение: антибиотикотерапия, глюкокортикоиды, витаминотерапия, криотерапия.

C. Doucas, J. Kapetanakis. Eczematidlike purpura. Dermatologica, 1953; 106: 86-95.

ДУНКЕР

ДУНКЕР (Duncker) Карл (1903-1940) -немецко-американский психолог. Образование получил в Берлинском ун-те и ун-те Кларка (1923-1928, магистр, 1926; д-р философии, 1929). С 1930 г. работал в качестве ассистента в Психологическом ин-те Берлина, после переезда в США - в ун-те Кларка. По методологическим представлениям Д. был близок гештальт-психологии. Начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Известен прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект функциональной закрепленности, заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К. Зене-ром провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуирование Процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа (функциональное решение задачи) и фазы реализации (окончательное решение ). Д.автор трудов: A qualitative (experimental and theoretical) study of productive thinking (solving of comprehensible problems) /J. Genetic Psychology. 1926, 33; в рус. пер.: Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления / Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. - М., 1965, стр. 21-85; On problem-solving / Psychological Monogr. 1945, 58; в рус. пер.: Психология продуктивного (творческого) мышления / Психология мышления. Сб. пер. с нем. и англ. М., 1965. ИМ. Кондаков

ДУПЛИКАЦИЯ

ДУПЛИКАЦИЯ (лат. duplicatio - удвоение) - повреждение хромосомы, при котором один её участок представлен два раза или, иногда, более. Возникает при разрыве и обмене участками хромосом при неравном кроссинговере (перекрёсте парных хромосом) во время деления генеративной клетки (мейоза).

ДУРАЧИТЬСЯ

ДУРАЧИТЬСЯ - забавляться шутками, вести себя несерьезно, по-озорному. Отрицательное речевое поведение. Тем более часто или в малознакомой компании. В результате можно прослыть шутом гороховым. Ср. гаерничать.

- Бывало, он трунил забавно, Умел морочить дурака и Умного дурачить славно (А. Пушкин, Евгений Онегин).

ДУРАШЛИВОСТЬ

ДУРАШЛИВОСТЬ - в психопатологии - неуместная ребячливость с кривлянием, гримасничанием, паясничанием, шутовскими розыгрышами и шокирующими выходками у пациентов с гебефренической шизофрений. Рассматривается как болезненное усиление подростковой склонности к баловству (отсюда название - греч. hebe - юность) или, предположительно, признаком регрессии на подростковый уровень личностного реагирования и поведения.

ДУРИН ВИКТОР ПАВЛОВИЧ

ДУРИН ВИКТОР ПАВЛОВИЧ - доктор философских наук, профессор. В 1994 г. в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена защитил докторскую диссертацию по теме: Противоречие и конфликт: методологические основы конфликтологии» Специальность: 09.00.11 - социальная философия. Соотношение противоречия и конфликта автор раскрывает на основе синтеза концепций и подходов к ним. Считает, что закономерности движения противоречий и конфликтов определяют их типологию и периодизацию, классификацию форм и методов их разрешения. Виды обострений противоречий и конфликтов м. б. как чрезмерное (неоптимальное) взаимоотношение и взаимодействие их противоположностей. Специфику противоречий и конфликтов описал, исходя из особенностей вида противоречия или конфликта, воздействия внешних детерминант и роли субъекта в противоречии или конфликте. Доказал, что методологическими следствиями синтеза теории противоречия и конфликтологии м. б. новые подходы к разработке конкретных методик и рекомендаций в конфликтологии, к анализу проблем в науке и преподавании социо-гуманитарных дисциплин, направленные на преодоление прежних односторонности и эмпиризма.

ДУРНОЕ (ПЛОХОЕ) РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУХА (НАСТРОЕНИЕ)

ДУРНОЕ (ПЛОХОЕ) РАСПОЛОЖЕНИЕ ДУХА (НАСТРОЕНИЕ) - отрицательные эмоции сферы расстройства, тоски, недовольства и др. Типичная реакция - индукция, заражение, воздержание от акта общения.

Завели разговор о горестях и радостях жизни, я воспользовался предлогом и произнес горячую речь против дурного расположения духа (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Настроение было кислое (Дж. Пристли, Затемнение в Гретли).

Ср. хандра.

Предыдущая страница Следующая страница