Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "А" (часть 3, "АНТ"-"АША")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АНТ"-"АША")

АНТИЦИПАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. anticipatio - предвосхищаю.

Категория.

Элемент процесса восприятия.

Специфика.

Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.

Исследования.

Анатомо-физиологическим коррелятом явления антиципации рассматривается акцептор действия (П.К.Анохин), а электрофизиологическим - волна ожидания (Е-волна) Г.Уолтера, представляющая собой медленное негативное колебание преимущественно в лобно-центральных отделах коры, связанное с настройкой на появление стимула.

АНТРОПОГЕНЕЗ

Этимология.

Происходит от греч. anthropos - человек + genesis - происхождение.

Категория.

Происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo).

Специфика.

Рассмотрение дается в биологическом, психическом и социокультурном планах. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично - головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.

АНТРОПОМОРФИЗМ

Этимология.

Происходит от греч, anthropos - человек + morphe - вид, образ.

Категория.

Система мировоззренческих представлений.

Специфика.

Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

АНЦЫФЕРОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА

АНЦЫФЕРОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (род. 1924) - отечественный психолог.

Биография.

В 1948 г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л.Рубинштейна написала и защитила в 1952 г. кандидатскую диссертацию на тему "Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления". С 1953 г. по 1956 г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем - в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972 г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974 г. по 1984 г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем - сектором психологии личности. В 1974 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран XX в.". Заместитель главного редактора журнала "Психологический журнал".

Исследования.

Один из ведущих специалистов в области методологии, теории и истории психологической науки, особое внимание ею уделялось принципу развития. Разрабатывала проблемы теории мышления как отражательной аналитико-синтетической деятельности.

Сочинения.

О закономерностях элементарной познавательной деятельности. М., 1961;

(Ред.) История и психология. М., 1971 (совм. с Б.Ф.Поршневым); Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974 (совм. с М.Г.Ярошевским); Материалистические идеи в зарубежной психологии. М., 1974; (Ред.) Принцип развития в психологии. М., 1978; (Ред.) Психология формирования и развития личности. М., 1981

АПАТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Этимология.

Происходит от греч. apatheia - бесчувственность, syndоrme - стечение.

Категория.

Психопатологический синдром.

Специфика.

Характеризуется состояниями вялости, бесчувствия, безучастности, безразличия ко всему окружающему, отсутствием побуждения к деятельности.

Обусловливание.

Данное состояние может наступать при депрессии, шизофрении, или развиваться реактивно.

АПОКАЛИПТИЧЕСКАЯ ФАЗА

Этимология.

Происходит от греч. apokalypsis - откровение.

Автор.

К.Конрад.

Категория.

Острая фаза шизофрении, в которой возникают особые субъективные переживания.

Специфика.

Все предметы и процессы окружающего мира теряют свои прежние, социально выработанные, значения и приобретают новые, часто интенсивно окрашенные. При развитии этого состояния оно сменяется апофенией. Синонимичным является такое понятие, как кататония.

АПОФЕНИЯ

Этимология.

Происходит от греч. apophene - высказывать суждение, делать явным; восходит к текстам религиозных откровений, где обозначает чистое знание, достигаемое вне процесса познания.

Автор.

К.Конрад.

Категория.

Монотонно нарастающий симптом, который характеризуется переживаниями и идеями преследования, подслушивания со стороны других, неадекватного и чрезмерного внимания к индивиду.

Специфика.

По Конраду, больной оказывается больше неспособным к воодушевлению и к установлению личностных отношений. Его Я перестает выступать центром внутренней вселенной индивида. Собственные мысли воспринимаются как внушенные, навязанные извне, возникают иллюзии голосов. Апофения завершает трема-фазу при шизофрении. В этой фазе есть еще возможность поворота к компенсации дефекта.

Синоним.

Синонимичными являются такие понятия, как бредовые и анормальное сознание значения (К.Ясперс). Но в данном понятии первом плане оказываются субъективные переживания.

Литература.

Conrad K. Uber begriff und Wessen der Apophanie // Merdimensionale Diagnostik. Festschrift fur Kretschmer. Stuttgart: Thieme, 1958

АППЕРЦЕПЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. ad - к + perceptio - воспринимаю.

Автор.

Г.Лейбниц.

Категория.

Теоретический конструкт для объяснения феноменов восприятия.

Специфика.

Влияние предшествующего опыта и установок индивида на восприятие предметов окружающего мира. Лейбниц разводил понятия перцепции, как смутной презентации душе какого-либо содержания, и апперцепции, как ясного, отчетливого и осознанного видения этого содержания.

После Лейбница понятие апперцепции использовалось прежде всего в немецкой философии (И.Кант, И.Гербарт, В.Вундт и др.), где оно считалось проявлением спонтанной активности души и источником единого потока сознания. Вундт превратил это понятие в универсальный объяснительный принцип. В гештальтпсихологии апперцепция трактовалась как структурная целостность восприятия.

АППЕТЕНЦИЯ (APPETENZ)

Этимология.

Происходит от лат. appetitus - желание.

Автор.

Крайг.

Категория.

Стремления животного к источнику, который запускает его инстинктивную реакцию достижения того или иного потребностного состояния.

Специфика.

В трактовке К.Лоренса, целью соответствующего поведения является не предмет, а угашение потребностного состояния.

АППРОКСИМАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

Этимология.

Происходит от лат. approximare - приближаться.

Автор.

К.Г.Юнг.

Категория.

Состояние души, которая находится между сознательным и бессознательным.

Специфика.

При этом личностно важное содержание, которое предстает перед таким сознанием, неоформлено, комплексно. Например, оно может быть пережито во сне как искра света.

АПРАКСИЯ

Этимология.

Происходит от греч. a - отрицательная частица + praxis - действие.

Категория.

Нейропсихологическое нарушение.

Специфика.

Нарушение произвольных действий.

Обусловливание.

Возникает при поражении коры головного мозга. Причиной может стать расстройства движений (парезы, параличи) или чувствительности.

Виды.

В классификации А.Р.Лурия представлены четыре основные формы апраксии:

кинестезическая апраксия возникает при поражении постцентральных отделов коры головного мозга из-за нарушения кинестезического анализа и синтеза;

пространственная апраксия возникает при поражении затылочно-теменных отделов коры головного мозга из-за нарушений зрительно-пространственной ориентировки, симультанного анализа и синтеза;

кинетическая апраксия возникает при поражении коры премоторных отделов мозга из-за нарушения кинетической организации произвольного двигательного акта;

регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальных отделов коры больших полушарий из-за нарушений высших регуляторных механизмов, лежащих в основе произвольных двигательных актов.

Литература.

Kleist K. Corticale (innervatorische) Apraxie // J. Psychiatrie. 1907, № 28;

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (384, Стагир - 322 до н. э., Халкида) - древнегреческий философ ученый-энциклопедист.

Биография.

В 367-347 гг. находился в Академии Платона, сначала в качестве слушателя, затем - преподавателя. В годы странствий был воспитателем (с 343 по 340 г.) юного Александра Македонского. С 334 по 323 г. преподавал в Ликее.

Исследования.

Видел сущность биологического в его целесообразности, которое трактовал по аналогии с художественной деятельностью. Органическое развитие - процесс раскрытия присущих живым телам особенностей их строения. Так, жизнь, по его мнению, представляет собой единство материи, в качестве которой выступает тело, и формы, которая представлена душой, или, по терминологии Аристотеля, энтелехией. Душа живого организма есть не само тело, но неотделимая от тела сущность, форма, функция и цель. В трактате "О душе" он выделил три вида души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение.

Сочинения.

О частях животных. М., 1937;

О возникновении животных. М.-Л., 1940; Сочинения в 4-х т. М., 1975-84

АРНХЕЙМ (ARNHEIM) РУДОЛЬФ

АРНХЕЙМ (ARNHEIM) РУДОЛЬФ (род. 15.07.1904, Берлин) - немецко-американский психолог.

Биография.

В 1928 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Берлинском университете. С 1933 г. по 1938 г. работал в Международном институте учебных фильмов в Риме. С 1940 г. работал в США. Читал лекции по психологии искусства в Калифорнийском университете, в женском колледже штата Нью-Йорк. С 1971 г. профессор психологии в Центре визуальных исследований при Гарвардском университете.

Исследования.

Специалист в области психологии искусства и визуального мышления (ввел сам термин "визуальное мышление"). Подчеркивал роль образного компонента в познавательном процессе. В своих исследованиях он в значительной мере опирался на понятие гештальта, в частности рассматривая графические художественные представления как результат создания из линий и контуров таких форм, которые структурно или динамически эквивалентны объективным предметам.

Сочинения.

Кино как искусство. М., 1960;

Picasso's Quernica. N.Y., 1962; Entropy and Art. N.Y., 1971; Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974; Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994

АРТЕМЬЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

АРТЕМЬЕВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА (22.05.1940 - 9.12.1987) - отечественный психолог, психосемантик.

Биография.

В 1963 г. закончила механико-математический факультет МГУ. Преподавала на кафедре нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ. Доктор психологических наук (1987).

Исследования.

Первые научные работы были посвящены проблемам функций лобных долей мозга, ЭЭГ. В дальнейшем стала разрабатывать проблемы субъективной семантики. Предложила концепцию следов деятельности, благодаря которым происходит регуляция структурной презентации мира. Дала описание генезиса, функционирования, актуализации следов деятельности как смыслов.

Сочинения.

Психология субъективной семантики. 1980

АРТЕФАКТ

Этимология.

Происходит от лат. artefactum - искусственно сделанное.

Категория.

Результат эксперимента.

Специфика.

Отклонение от нормальной закономерности. Возникает из-за нарушений в проведении эксперимента или из-за дефектов экспериментальной методики. В частности, результаты могут быть нарушены действием на испытуемого внушения.

АРТЕФАКТ КЛИНИКИ

Этимология.

Происходит от лат. artefactum - искусственно сделанное и греч. kline - постель, койка.

Категория.

Клинические нарушения.

Специфика.

Возникает у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, в которую они попадают (часто принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий, ограничение социальных контактов и пр.). Эти нарушения накладываются на основную симптоматику, затрудняя тем самым текущий диагноз.

Терапия.

В значительной степени "артефакты клиники" могут быть сглажены при организации трудотерапии и групповых форм занятий для пациентов.

АРТИКУЛЕМА

Этимология.

Происходит от лат. articulo - членораздельно произношу.

Категория.

Единица речи.

Специфика.

Моторная схема произнесения того или иного звука.

АРТИКУЛЯЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. articulo - членораздельно произношу.

Категория.

Форма двигательного навыка.

Специфика.

Координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинестезический, или речедвигательный, контроль. Недоразвитие фонематического слуха (например, у слабослышащих) существенно затрудняет овладение правильной артикуляцией.

Обусловливание.

Артикуляция осуществляется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного мозга.

АРХЕТИПЫ

Этимология.

Происходит от греч. arche - начало + typos - образ.

Автор.

К.Г.Юнг (1916 г.).

Категория.

Элементы коллективного бессознательного.

Специфика.

Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов. Архетипы, сохраняясь в форме коллективного бессознательного, присущего каждому индивиду, являются результатом многовекового опыта наших предков. При этом речь идет не о конкретном, четко очерченном представлении, образе, или эмоции, но о некоторых врожденных предписаниях общего плана, побуждающих к активности или реагированию на ситуацию. Данные предписания приобретают конкретную, в том числе образную, форму уже в рамках той или иной культурной среды и могут выражаться в продуктах творческой деятельности как типичные персонажи мифов, сказок или священных писаниях (Большая мать, Мудрый старик). Архетипы коллективного бессознательного, взятые в аспекте исходных форм, а не дальнейших конкретных выражений, Юнг соотносил с инстинктивным поведением животных. Как он писал, "архетипы имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Напротив, его форму можно сравнить с системой осей какого-нибудь кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным существованием".

Виды.

Анима, анимус, отец, мать, трикстер, puer и puella. При этом они объединяются в несколько групп: архетипы души (анима, анимус), архетипы духа (Мудрый старик, Большая мать) и, наконец, архетип самости (Selbst).

Литература.

Jung C.G. Von den Wurzeln des Bewusstseins. Zurich: Rascher, 1954;

Jung C.G. Die Dynamik des Unbewussten. Ges. Werke. Bd. 8. Zurich: Rascher, 1967

АСКЕЗА

Этимология.

Происходит от греч. asketes - упражняющийся, подвижник.

Категория.

Понятие античной культуры.

Специфика.

Изначально обозначала подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило более широкое толкование и стала обозначать вообще борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза представляла собой свод правил, необходимых для достижения истины.

В христианской культуре она была обращена прежде всего против половой потребности, символизировавшей бренность материального мира: устранение всех удовольствий, связанных также и с приемом пищи, комфортом, впечатлениями окружающего мира ("телесные радости") должно было служить накоплению некоей "духовной энергии", требующейся для обретения "святости". В рамках клинических исследований были описаны такие проявления аскезы, которые были обусловлены невротическим развитием и механизмами психологической защиты. В настоящее время данный феномен имеет достаточно широкое распространение, причем не только в рамках тех или иных религиозных концессий, в качества элемента он входит в различные психотерапевтические методы.

АССАДЖОЛИ (ASSAGIOLI) РОБЕРТО

АССАДЖОЛИ (ASSAGIOLI) РОБЕРТО (1889 - 1974) - итальянский врач и философ, один из основателей психосинтеза, который восходит к трансперсональной психологии.

Исследования.

Разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г.Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития является устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим.

Сочинения.

Нервные заболевания при духовном росте;

Psychosynthesis. N.Y., 1971; в рус. пер. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994; The Act of Will. N.Y., 1973

АССИМИЛЯЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. assimilatio - слияние, уподобление, усвоение.

Категория.

Теоретический конструкт операциональной концепции интеллекта Ж.Пиаже.

Специфика.

Усвоение материала за счет его включения в уже существующие схемы поведения. Осуществляется по аналогии с биологической ассимиляцией.

Контекст.

В акте адаптации ассимиляция тесно связана с аккомодацией. На ранних стадиях развития ребенка встреча нового предмета с существующей схемой ведет к искажению свойств предмета и к изменению самой схемы, при этом мысль имеет необратимый характер. При установлении равновесия между ассимиляцией и аккомодацией возникает обратимость мысли и смена эгоцентрической позиции на относительную.

АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от лат. associatio - соединение и греч. psyche - душа + logos - учение.

Авторы.

Ведет свое начало с Т.Гоббса, Д.Юма, Дж.С.Милля.

Категория.

Ряд психологических направлений.

Специфика.

Была ориентирована на строго причинный анализ психики. Единицей анализа психики была признана ассоциация, как связь между двумя или более психическими образованиями. Сложные психические процессы трактовались как результат соединение простых элементов (ощущений, представлений). Существенные результаты были достигнуты прежде всего в области психологии обучения. В своем развитии прошла ряд этапов:

выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.

классический этап, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

экспериментальный и практический этап, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

Литература.

Ивановский В.Н. Ассоциационизм психологический и гносеологический. Казань, 1909

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Этимология.

Происходит от лат. associatio - соединение.

Авторы.

Предложен одновременно К.Г.Юнгом, М.Вертгеймером и Д.Кляйном для исследования мотивации личности.

Категория.

Проективный метод.

Специфика.

В этом методе испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит ему в голову. Возникающие при этом ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого. Также фиксируются поведенческие и физиологические реакции. На основании этих данных делается вывод о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого.

Дальнейшее развитие эта методика получила в исследованиях А.Р.Лурия, который предложил так называемую "сопряженную моторную методику", при использовании которой испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать определенные движения двумя руками (например, нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа). При этом анализ двигательной координации позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций испытуемого.

АССОЦИАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. associatio - соединение.

Категория.

Мнемический процесс.

Категория.

Установление в результате опыта связи между двумя психическими элементами. При актуализации в дальнейшем одного элемента связи обусловливает проявление и другого.

Виды.

В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации:

по сходству (красное - пурпурное),

по контрасту (большое - маленькое),

по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит),

причинно-следственные (сильный ветер - озноб).

Контекст.

Было обнаружено, что сила ассоциативной связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

АСТАЗИЯ

Этимология.

Происходит от греч. a - отрицательная частица + stasis - состояние.

Категория.

Клиническое нарушение.

Обусловливание.

Нарушение способности стоять. Вызывается нарушением координации мышц тела при обширных поражений лобных долей мозга и мозолистого тела.

АСТЕНИК

Этимология.

Происходит от греч. asthenes - слабый.

Категория.

Сомато-психологический тип.

Специфика.

Индивид, имеющий следующие особенности телосложения: худощавость, узкие плечи и грудная клетка, длинные ноги, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос.

Исследования.

В контексте конституциональной типологии Э.Кречмера астеник наделяется шизоидным, или шизотимическим, темпераментом, который характеризуется замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств.

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Этимология.

Происходит от греч. asthenes - слабый.

Категория.

Формы негативных эмоций.

Специфика.

Это - подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Диагностика.

О переживании человеком астенических чувств можно судить по внешним признакам, например, он сутулится, его дыхание замедляется, глаза тускнеют.

АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Этимология.

Происходит от греч. asthenes - слабый и syndrome - сочетание.

Категория.

Психопатологический синдром.

Специфика.

Характеризуется состояниями общей слабости, чрезмерной истощаемости, раздражительности. Обычно при этом происходит нарушение внимание и памяти.

АСТЕРЕОГНОЗ

Этимология.

Происходит от греч. а - отрицательная частица + stereos - твердый + gnosis - знание.

Категория.

Нейропсихологическое нарушение.

Специфика.

Невозможность опознания знакомых предметов при их ощупывании при закрытых глазах.

Обусловливание.

Связан с поражением вторичных корковых полей теменной области мозга, приводящих к расстройству анализа и синтеза различных кожно-кинестезических ощущений, поступающих в кору теменной области мозга во время ощупывания предмета, и ослаблению тактильных образов предметов.

Контекст.

При поражении теменных отделов левого полушария (у правшей) астереогноз может сочетаться с афферентной моторной или кинестезической афазией.

АТАРАКСИЯ

Этимология.

Происходит от греч. ataraxia - невозмутимость.

Категория.

Понятие античной культуры.

Специфика.

В древнегреческой этике этим понятием обозначалось душевное равновесие, которое для мудрого человека должно быть идеалом жизненных устремлений и которое достигается за счет отказа размышлять над метафизическими вопросами (о боге, о смерти, об обществе) и высказывать какие-либо суждения о них. При этом, как считалось, происходит переориентация человека на восприятие каждого момента жизни во всей его полноте и нахождение истинной радости, заключенной в нем.

АТКИНСОН (ATKINSON) ДЖОН УИЛЬЯМ

АТКИНСОН (ATKINSON) ДЖОН УИЛЬЯМ (род. 1923, Нью-Джерси, США) - американский психолог.

Биография.

В 1950 г. защитил докторскую диссертацию в Мичиганском университете. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Д.Мак-Клелланда. С 1960 по 1988 г. - профессор Мичиганского университета.

Исследования.

Специалист в области психологии мотивации. В исследованиях 1948-53 гг. показал, что те или иные мотивационные состояния (например голод) влияют на содержание воображения. Для учета индивидуальных различий мотивов, в формулу мотива реального поведения в актуальной ситуации (ценность поведения х вероятность успеха) в качестве сомножителя он ввел мотивацию достижения, устойчиво проявляющуюся в разных ситуациях (Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychological Review. 1957, 64).

Сочинения.

(Ed.) Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton, N.J. 1958;

An Introduction to Motivation. N.J. 1964; (Eds.) Motivation and Achievement. Washington, 1974 (et. J.O.Raynor)

АТКИНСОН (ATKINSON) РИЧАРД ЧЭТЭМ

АТКИНСОН (ATKINSON) РИЧАРД ЧЭТЭМ (род. 19.3.1929, Оук Парк, шт. Иллинойс) - американский психолог, представитель когнитивной психологии.

Биография.

В 1944 г. поступил в Чикагский университет (бакалавр философии, 1948), в 1955 г. защитил докторскую диссертацию по философии в университете штата Индиана. С 1956 г. по 1957 г. преподавал прикладную и статистическую математику в Станфордском университете (Калифорния), с 1957 г. по 1961 г. он - ассоциативный профессор психологии Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, с 1961 г. по 1964 г. - ассоциативный профессор психологии Станфордского университета, а 1964 г. по 1980 г. - профессор психологии. С 1980 г. работал в Калифорнийском университете Сан Диего в качестве профессора когнитивных наук и университетского канцлера. С 1975 г. по 1976 г. он - зам. директора Национального научного фонда, с 1976 г. по 1980 г. - его директор. Член Национальной академии наук (1974). Участник 18 Международного психологического конгресса в Москве.

Исследования.

В качестве методологических оснований ориентировался на "компьютерную метафору", проводящую параллель между познавательными процессами человека и преобразованием информации в вычислительном устройстве. Известен своими исследованиями вербально-акустической кратковременной памяти и долговременной семантической памяти. В них он основывался на представлении, что память является динамической и развивающейся многоуровневой системой. В 1968 г. предложил свою трехкомпонентную модель памяти, в которой информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она храниться в семантической форме (в концептуальных кодах) на протяжении очень долгого времени (Human memory: A proposed system and its control processes (совм. с Shiffrin R.M.) // (Eds.) Spence K.W., Spence J.T. The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory. V. 2, N.Y., 1968. Некоторые исследователи не приняли этой теории, особенно из-за положения, что в разных системах памяти информация хранится в разной форме (Д.Дойч, Р.Шепард).

Сочинения.

Studies in Mathematical Psychology, Stanford, 1964;

An Introduction to Mathematical Learning Theory,N.Y., 1966 (совм. с Bower G.H., Crothers E.J.), в рус. пер.: Введение в математическую теорию обучения, М., 1969; Computer Assisted Instruction, 1969; Factors influencing speed and accuracy of word recognition (совм. с Juola J.F.) // (Ed.) Kornblum S. Attention and Performance. V. 4, N.Y., 1973; Contemporary Developments in Mathematical Psychology, 1974; Teaching children to read using a computer // American Psychologict. 1974, 29; Reflections on psychology's past and concerns about its future // American Psychologict. 1977, V. 32, p. 205-210; Человеческая память и процесс обучения. Пер. с англ., М., 1980; Mind and Behavior; Introduction to Psychology, 11 ed., 1993. Литература.

Величковский Б.М. Современная когнитивная психология, М., 1982.

АТОМИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. atоmоs- неделимый и psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Направления в психологии.

Специфика.

Здесь делалась попытка разложить психическую жизнь на элементы, чтобы исследовать их взаимосвязи. По идеологии является противоположной гештальтпсихологии как науке о целостности психики. К данным направлениям могут быть отнесены, в частности ассоциативная психология и отдельные направления необихевиоризма.

АТТИТЮД

Этимология.

Происходит от франц. attitude - поза.

Категория.

Готовность к выполнению какого-либо действия.

Синоним.

Установка.

АТТРАКЦИЯ

Этимология.

Англ. attraction - притяжение, тяготение.

Категория.

Установка на другого человека.

Специфика.

Обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.

Диагностика.

Измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.

Литература.

(Ed.) Huston T. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y., 1974

АУБЕРТА ФЕНОМЕН

АУБЕРТА ФЕНОМЕН - см. феномен Ауберта

АУБЕРТА-ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН

АУБЕРТА-ФЕРСТЕРА ФЕНОМЕН - см. феномен Ауберта-Ферстера

АУБЕРТА-ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН

АУБЕРТА-ФЛЯЙШЛЯ ФЕНОМЕН - см. феномен Ауберта-Фляйшля

АУДИОМЕТРИЯ

Этимология.

Происходит от лат. audio - слышу + греч. metron - мера.

Категория.

Метод измерения слуховой чувствительности.

Специфика.

Осуществляется с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частот, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки.

Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых вызванных потенциалов, по которым можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического поражения.

АУРА

Этимология.

Происходит от гр. aura - дуновение легкого ветерка.

Автор.

Понятие введено Галеном; первое описание дано Аретеусом Каппадокийским.

Категория.

Субъективные переживания, которые предшествуют большому эпилептическому припадку.

Специфика.

Эти переживания возникают за несколько секунд до припадка, и воспоминания о них сохраняются после его окончания. Больные могут видеть цветовые пятна или блики, звезды, чувствуют аромат. Возникают галлюцинации, в частности макропсии или микропсии. В эмоциональном плане может возникать страх или, наоборот, переживание счастья.

В меньшем объеме данные переживания бывают также при мигрени, истерии. В этих случаях, кроме ощущения обдувания ветром, возникает онемение, слышится звон в ушах.

АУТИЗМ

Этимология.

Происходит от греч. auto - сам.

Автор.

Э.Блейлер (1911 г.)

Категория.

Теоретический конструкт, служащий для объяснения генезиса шизофрении.

Специфика.

Состояние погруженности в мир внутренних представлений и переживаний, неспособности к контакту с окружающим миром. Индивид из социального мира уходит в мир уединения, одиночества, при этом внешний мир теряет свою побудительность. Предметная связь сохраняется, но при доминировании эмоциональной пустоты. Мышление становится нелогичным, мало контролируемым, импульсивным, приобретает сноподобную форму. Для внешнего наблюдателя создается впечатление, что индивид отгорожен от других стеклянной стеной, игнорирует окружающий его социальный мир и живет в эмоциональном и духовном одиночестве.

Первоначально Блейлер трактовал это состояние как характерный симптом, присущий исключительно шизофрении. Но в дальнейшем стал рассматривать его в более широком контексте как проявление нереалистического мышления. Было обнаружено, что если у шизофреников в данном состоянии отсутствует эмоциональный отклик, то аутичные невротики страдают от одиночества. Свойственно депрессивным пациентам, у которых на первый план выходят переживания стыда, вины, греха и пр. Данное состояние может проявляться и при органических нарушениях, а также возникать (в некоторой степени) и у нормальных индивидов. Виды.

В настоящее время выделяется несколько видов аутизма:

психогенный аутизм представляет собой реакцию на серьезные эмоциональные фрустрации в раннем детстве;

синдром Аспергера, который бывает по преимуществу у мужчин, представляет собой психопатию с доминирующим интеллектуализмом и недостаточной эмоциональностью;

в синдроме Каннера, или раннем детском аутизме, происходит манифестация шизофренического процесса. В этом случае основными признаками выступают отграничение от внешнего мира, страх перед изменениями, нарушение интеллекта и языкового развития;

соматогенный аутизм имеет причиной повреждения головного мозга в раннем детстве или морфологические заболевания;

псевдоаутизм является результатом тяжелых форм слабоумия или нарушений органов чувств, прежде всего слуха.

Терапия.

В качестве одного из методов лечения используется игровая терапия аутичных детей.

Литература.

Kanner L. Autistic disturbance of affective on tart // Nerv. Child. 1943, 2, p. 217-250;

Stromgreme E. Autism // Eur. J. Psychiat. 1987, 1, 2, p. 45-54

АУТОАГЕССИЯ

Этимология.

Происходит от греч. autos - сам + лат. aggressiо - нападение.

Категория.

Форма агрессивного поведения.

Специфика.

Агрессия направлена против самого себя. Проявляется в самообвинениях, самоунижении, в нанесении себе телесных повреждений, в попытках самоубийства.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Этимология.

Происходит от греч. autos - сам + gennao - рождаю.

Автор.

Й.Г.Шульц (1932 г.).

Категория.

Форма имажинативной психотерапии.

Специфика.

Используется для психологической саморегуляции. Его ядро составляют приемы погружения в релаксационное состояние и самовнушение, за счет которого происходит овладение навыками произвольного вызывания ощущений тепла, тяжести, покоя, расслабления. Овладение сознательным контролем над подобными функциями приводит к нормализации и активизации основных психофизиологических процессов. Данный метод используется прежде всего для лечения неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний. Некоторые личностные особенности негативно влияют на успешность овладения АТ, такие как: воля, высокая степень сознательного контроля, неспособность к пассивной концентрации.

АУТОСКОПИЯ

Этимология.

Происходит греч. auto - сам + skopeo - смотрю.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Характеризуется возникновением у индивида иллюзии, что он видит самого себя как бы со стороны. Феноменальное "Я" индивида как бы приобретает способность отделиться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, при этом все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик необязательно должен быть идентичен тому, который наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале), в частности, может иметь другой возраст (возраст старца), но несмотря на это он все равно воспринимается как образ самого себя. Феномен "аутоскопии" часто описывался в художественной литературе (И.В.Гете, Г.Мопассан, Ф.М.Достоевский, А.Блок и др.).

Обусловливание.

Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с чрезмерным утомлением (которое может наступить и у индивидов без психических отклонений), а также - с органическими заболеваниями, истерией, эпилепсией и шизофренией.

Литература.

Лидбитер Ч.В Активный двойник;

Menninger-Lerchenthal E. Der eigene Doppelganger, Bern, 1947; Лебедев А.В. Аутоскопия // Социальная и клиническая психиатрия. 1995, 5, № 2, с. 151-157

АФАЗИЯ

Этимология.

Происходит от греч. a - отрицательная частица + phasis - высказывание.

Категория.

Системное нейропсихологическое нарушение.

Специфика.

При этом могут быть затронуты фонематическая, морфологическая и синтаксическая структуры активной и пассивной речи.

Обусловливание.

Вызываются локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).

Виды.

По классификации А.Р.Лурия, основанной на концепции динамической локализации высших психических функций, выделяется семь форм:

сенсорная афазия, впервые описанная К.Вернике в 1874 г., возникает при поражении задней трети височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов;

акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов левой височной области (у правшей). В ее основе лежит нарушение слухоречевой памяти;

оптико-мнестическая афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов;

семантическая афазия, впервые описанная Г.Хэдом в 1926 г., возникает при поражении зоны третичной коры теменно-височно-затылочных отделов левого полушария (у правшей). В ее основе лежат дефекты симультанного анализа и синтеза;

афферентная моторная афазия, впервые описанная О.Липманном в 1913 г., возникает при поражении нижних отделов постцентральной коры левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов;

эфферентная моторная афазия, впервые описанная П.Брока в 1861 г., возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежит нарушение кинетической организации речевых актов в силу инертности речевых стереотипов;

динамическая афазия, впервые описанная К.Клейстом в 1934 г., возникает при поражении средне- и задне-лобных отделов коры левого полушария мозга (у правшей). В ее основе лежат нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

АФОНИЯ

Этимология.

Происходит от греч. a - огрицат. частица + рhоne - звук.

Категория.

Клиническое нарушение.

Обусловливание.

Потеря голоса при сохранении целостной речи. Возникает в силу органических или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах). Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, при внезапных и сильных волнениях, при истерии.

АФФЕКТ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть.

Категория.

Форма эмоций.

Специфика.

Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций. Сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффект приводит к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

АФФЕКТ НЕАДЕКВАТНОCТИ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть и лат. adaequatus - приравненный.

Категория.

Форма негативных эмоций.

Специфика.

Возникает в ответ на неуспех. Характеризуется отрицанием самого факта неуспеха или переложением ответственности за него на других. Аффект неадекватноcти является защитнойреакцией, позволяющей сохранить завышенный уровень притязаний и избежать осознание своей несостоятельности. Данное состояние связано с нежеланием устанавливать адекватный контакт с окружающими.

Диагностика.

Может проявляться в повышенной обидчивости, недоверчивости, подозрительности, агрессивности и негативизме.

АФФЕКТИВНАЯ РИГИДНОСТЬ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть и rigidus - жесткий, твердый.

Категория.

Характеристика личности.

Специфика.

Неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть.

Категория.

Эмоции, отклоняющиеся от нормы по их адекватности, выражению (прежде всего их усиление или снижение), взаимопереходам, по течению, по рассогласованию между ними и интеллектуальной репрезентацией.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТЕЙ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть.

Категория.

Негативные эмоции и деструктивное поведение, возникающие в процессе развития.

Специфика.

Обусловлены неудовлетворением потребностей, важных для существования и развития детей.

Виды.

Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении.

Для других - снижение уровня притязаний, сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. Контекст.

При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера.

АФФЕКТИВНЫЙ ЗАСТОЙ

Этимология.

Происходит от лат. affectus - душевное волнение, страсть.

Категория.

Аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из-за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз).

Специфика.

Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойстве. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких-либо эксцессов.

Синоним.

Аккумуляция аффекта.

АФФИЛИАЦИЯ

Этимология.

Происходит от англ. аffiliation - соединение, связь.

Категория.

Элемент мотивационно-потребностной сферы.

Динамика.

Побуждает к общению, к эмоциональным контактам, к дружбе и любви. Проявляется в стремлении любить, заводить дружбу, испытывать привязанность, радоваться другим людям, жить в кругу друзей, сотрудничать с другими, присоединяться к группам. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенностью в себе, приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.

Литература.

Schachter S. The Psychology of Affiliation. Stanford, 1959

АХ (ACH) НАРЦИСС КАСПАР

АХ (ACH) НАРЦИСС КАСПАР (1871 - 1946) - немецкий психолог, представитель Вюрцбургской школы.

Исследования.

Исследовал процессы воли и формирования понятий. Известен своими экспериментами с использованием метода систематической интроспекции, в которых показал, что возникновение тех или иных ассоциаций управляется так называемой детерминирующей тенденцией и процесс мышление строится под определенную задачу. Также создал методику формирования искусственных понятий, которая затем была модифицирована Л.С.Выготским и Л.С.Сахаровым в методику двойной стимуляции.

Сочинения.

Das Kompensation- oder Produktionsgesetz der Identifikation. Ein paychologisches Grundgesetz // Bericht uber den 12. Kongress der Deutschen Gesellschaft fur Psychologie in Hamburg. Jena, 1931

АХРОМАТИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Этимология.

Происходит от греч. achrоmatоs - бесцветный.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Потеря способности различать хроматические тона (цвета). Окружающий мир воспринимается в сером цвете, имеющем лишь различия яркости в зависимости от спектра воспринимаемого света. С максимальной яркостью воспринимается зеленый цвет, что характерно для сумеречного зрения людей с нормальным цветовым зрением.

АШАФФЕНБУРГ (ASCHAFFEMBURG) ГУСТАВ

АШАФФЕНБУРГ (ASCHAFFEMBURG) ГУСТАВ (23.5.1866, Цвайбрюкен, Пфальц - 2.9.1944, Балтимор) - немецко-американский психиатр.

Биография.

Образование получил в университетах Гейдельберга (1885,1888-1889), Вюрцбурга (1885-1887), Фрейбурга (1887), Берлина (1887-1888), Страсбурга (1889-1890) (здесь сдал государственные экзамены и защитил докторскую диссертацию), Вены (1890-1891) (здесь занимался под руководством Т.Мейнерта) и Парижа (1891). Работал с 1891 г. по 1900 г. в Гейдельберге сначала ассистентом, под руководством Э.Крепелина, а с 1895 г., после защиты диссертации по теме психологии ассоциаций (Experimentelle Studien uber Assoziation. I. In normalen Zustande. II. In der Erschopfung. III. Die Ideenflucht // Psychol. Arbeit. 1895,1997,1902,1904) в качестве доцента, с 1900 г. по 1901 г. он - экстраординарный профессор, в это время приступает к исследованиям в области юридической психологии (Das Verbrecher und seine Bekampfung. Heidelberg, 1902), с 1904 г. по 1934 г. - ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической и неврологической клиники Кельна, с 1929 г. также - директор основанного им Научно-криминологического института при Кельнском университете. Редактор "Monatschrift fur Kriminalpsychologie und Strafrechtsreform", а также одного из первых учебников психиатрии (Aschaffenburgs Handbuch der Psychiatrie. Wien, 1-15 Bde, 1911-1929). Эмигрировал в 1938 г. через Цюрих в США, где продолжил свою деятельность.

Исследования.

Крупнейший для своего времени авторитет в юридической психологии. Ашаффенбург предложил типологию преступников (случайные, обычные и т.п.) на основе характерологических признаков, изучал влияние медикаментов на течение психических процессов, обосновывал критерии вменяемости.

Сочинения.

Alkohol und Seelensleben, Lpz., 1909;

Mord und Totschlag in der Strafgesetzgebund // Monatschrift f. krim. Psychologie. Heidelberg, 1913, S.644-668; Die Gesundheitspflege des Kindes, Stuttgart, 1913. Литература.

Schmid M. Aschaffenburg // Neue deutsche Biographie. Bd. 1, B., 1969, S. 410

Предыдущая страница Следующая страница