Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Психологический словарь
Статьи на букву "М" (часть 1, "МАЗ"-"МЕЧ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 1, "МАЗ"-"МЕЧ")

МАЗОХИЗМ

Этимология.

Название дано по имени австрийского писателя Захер-Мазоха, описавшего данное явление.

Автор.

Понятие введено в научный оборот Р. фон Краффт-Эбингом.

Категория.

Форма половой перверсии.

Специфика.

Характеризуется связью полового удовлетворения с обязательным переживанием физических или моральных страданий. Для возникновения мазохистских переживаний иногда бывает достаточно воображения (мысленное представление себя жертвой унизительных сцен, побоев) или внешних нейтральных действия, в отношении которых окружающие могут не знать об их истинной мотивации.

Контекст.

Часто выступает в сочетании с другими половыми перверсиями, например, эсгибиционизмом.

МАЙЕР (MAYER) ГЕНРИХ

МАЙЕР (MAYER) ГЕНРИХ (5.02.1867 - 28.11.1933) - немецкий философ и психолог.

Биография.

Профессор университетов Цюриха (с 1900 г.), Тюбингена (с 1901 г.), Геттингена (с 1911 г.), Гейдельберга (с 1918 г.), Берлина (с 1920 г.).

Исследования.

Занимался широким кругом вопросов философии, логики, психологии. Передоложил классификацию форм человеческого мышления, в которой особое место отвел аффективному мышлению.

Сочинения.

Psychologie des emotionalen Denkens. Tubingen, 1908; в рус. пер. Психология эмоционального мышления // Новые идеи в философии. Вып. 16, СПб., 1914, с. 1-42; Психология эмоционального мышления // Хрестоматия по психологии. Психология мышления. М., 1981

МАЙЕР (MEYER) АДОЛЬФ

МАЙЕР (MEYER) АДОЛЬФ (13.09.1866, Нидервенинген, близ Цюриха - 17.03.1950, Балтимор) - американский психиатр.

Биография.

В 1892 г. переехал в США, получил образование по психиатрии и неврологии в Чикаго (1893). С 1902 по 1909 г. - директор Патологического института больницы штата Нью-Йорк. С 1910 г. - профессор психиатрии в университете Дж.Хопкинса в Балтиморе.

Исследования.

Сторонник психобиологического направления. Создал концепцию эргазиологии, на основе которой предложил систематику психопатологических расстройств, соответствующих различным эргастическим реакциям.

МАЙЕР-ГРОСС (MAYER-GROSS) ВИЛЬГЕЛЬМ

МАЙЕР-ГРОСС (MAYER-GROSS) ВИЛЬГЕЛЬМ (5.1.1889, Бинген - 15.2.1961, Бирмингем) - немецко-английский психиатр.

Биография.

Получил образование в университетах Гейдельберга, Кельна, Мюнхена (доктор медицины). Работал в качестве приват-доцента в Гейдельбергском университете, с 1929 он - внештатный профессор, работал в Гейдельбергской психиатрической клинике вместе с К.Ясперсом и Х.В.Грюлем под руководством Ф.Ниссля и К.Вильманнса. Защитил диссертацию на тему "Феноменология ненормального чувства счастья". Вместе с К.Берингером, Э.Штраусом и В.Ханзеном основал в 1928 журнал "Monatschrift der Nervenarzt". В 1933 эмигрировал в Англию. Основал там психиатрические исследовательские центры в Бирмингеме в 1955, в Лондоне и Дамфри, Шотландия, в 1959.

Исследования.

Считается одним из основателей современной английской психиатрической школы, развивал феноменологический подход к психическим заболеваниям, проводил исследования иллюзий, галлюцинаций, шизофрении, органических психозов и психотерапии.

Сочинения.

Uber die Stellungsnahme zur abgelaufenen akuten Psychose // Z. ges. Neurol. u. Psychiat. 1920, 60;

Selbstschilderungen der Verwirrtheit. Die oneroide Erlebnisform. B., 1924; Primare und sekundare Symptome in der Schisophrenie // Z. f.d. ges. Neur. u. Psychiat. 1930, 124, S. 647-672; Clinical Psychiatry. L., 1954 (совм. с Slater E., Roth M.).

МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАКРОДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ

Автор.

Впервые были исследованы Г.Э.Мюллером в первой половине XIX в.

Категория.

Форма движений глаз.

Специфика.

Совершаются с амплитудой более нескольких десятков угловых минут.

Виды:

вергентные движения;

версионные движения.

Контекст.

Выступают в единстве с микродвижениями глаз.

МАКРОПСИЯ

Этимология.

Происходит от греч. markos - большой + opsis - зрение.

Категория.

Клиническое нарушение.

Специфика.

Субъективно воспринимаемое увеличение размеров удаленных предметов.

Обусловливание.

Возникает при поражении теменно-затылочных отделов зрительного анализатора, но также наблюдается в норме, когда индивид предпринимает усилия к уменьшению аккомодации глаза.

МАНИАКАЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Этимология.

Происходит от греч. mania - влечение, страсть и syndrome - сочетание.

Категория.

Психопатологический синдром.

Специфика.

Характеризуется состояниями повышенного, эйфорического настроения и активности, ускорения мышления, вплоть до скачки идей. При этом возникают нарушения целенаправленной деятельности.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОМ

Категория.

Механизм восприятия.

Специфика.

Процесс означивания элементов зрительного поля и приведения их в некое единство. При этом происходит упорядочивание перцептивных действий с помощью определенных сенсорных эталонов. Способность зрительной системы к определенным трансформациям является производной от практической, предметной деятельности. В актуальном восприятии манипулирование образом выступает как замещение действия с реальными объектами.

МАРГИНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Автор.

R.E.Park.

Категория.

Феномен социальной психологии.

Специфика.

Нахождение индивида на границе между двумя (или больше) социальными мирами. При этом в полной мере он не принимается ни в один из них. Этот явление сопровождает в частности процесс метисации.

Литература.

Park R.E. Human migration and the marginal man // American Journal of Sociology. V. 38, 1932

МАСКУЛИННОСТЬ

Этимология.

Происходит от лат. masculinus - мужской.

Категория.

Характеристика половой роли.

Специфика.

Комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К этим особенностям относятся сила, стремление к успеху, самоуверенность, жестокость, интерес к предметных отношениям, ограниченная эмоциональность, заторможенная аффективность.

Литература.

Snell W. Development and validation of the masculine behavior scale // Sex Roles. 1989, 21, N 11-12, p. 749-767

МАСЛОУ (MASLOW) АБРАХАМ ХАРОЛЬД

МАСЛОУ (MASLOW) АБРАХАМ ХАРОЛЬД (1.04.1908, Нью-Йорк - 8.06.1970, Пало-Альто, Калифорния) - американский психолог, один из основателей гуманистической психологии.

Биография.

В 1934 г. защитил докторскую диссертацию по философии в Висконсинском университете. С 1935 г. - руководитель факультета психологии Колумбийского педагогического колледжа, с 1937 г. - Бруклинского колледжа, с 1951 г. - университета Брэндеса. Президент Американской психологической ассоциации (1967).

Исследования.

Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных "уровней" потребностей:

физиологические потребности;

потребность в безопасности;

потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;

потребность в уважении и признании;

потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание особенностей самоактуализирующейся личности, среди которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем несколько видоизменил свою модель мотивации - на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей самоактуализации. Познавательные процессы, которые разворачиваются на основе самоактуализации, характеризуются особыми, "предельными" переживаниями (экстаз, просветленность, глубина понимания).

Сочинения.

Motivation and Personality. N.Y., 1954;

Toward a Psychology of Beging. Princeton, 1962; Religions, Values and Peak-Experience. Columbia, 1964; The Psychology of Science. N.Y., 1966; The Farther Reaches of Human Nature. N.Y., 1973 Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982

МАТЮШКИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

МАТЮШКИН АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (род. 1917) - отечественный психолог.

Биография.

После службы в Советской Армии получил психологическое образование на отделении психологии философского факультета МГУ. В 1957 г. закончил аспирантуру, в 1960 г. защитил кандидатскую диссертацию. Работал в качестве редактора психологического отдела издательства АПН РСФСР. Затем - с 1963 г. по 1974 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии. В 1974 г. защитил докторскую диссертацию, посвященную обоснованию концепции психологической структуры и типологии проблемных ситуаций. С 1974 г. по 1980 г. возглавлял сектор психологии НИИ проблем высшей школы Минпроса СССР. С 1980 г. снова работал в НИИ общей и педагогической психологии. Заведующий лабораторией психологии познавательных процессов в обучении, директор. С 1981 г. главный редактор журнала "Вопросы психологии".

Исследования.

Специалист в области мышления и проблемного обучения. Рассматривал проблемность как фактор психического развития человека, обеспечивающий порождение познавательной мотивации, творческой исследовательской активности, развитие способностей личности. Разработал принципы психологической классификации проблемных ситуаций в процессе обучения. Разработал ряд "диалогических" лабораторных методик исследования мышления. Приступил к решению проблемы одаренности детей.

Сочинения.

Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972;

Актуальные проблемы психологии в высшей школе. 1977; Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности. 1984; Ускорение социально-экономического развития социалистического общества и тенденции развития психологии. 1986

МАХ (MACH) ЭРНСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХАРИШИ ЭФФЕКТ

МАХАРИШИ ЭФФЕКТ - см. эффект Махариши

МЕДИТАЦИЯ

Этимология.

Происходит от лат. meditatiо- размышление.

Категория.

Измененное состояние сознания.

Специфика.

Может вызываться различными причинами, как внешними (прием наркотиков, нарушение обмена веществ, гипоксия, гипогликемия), так и внутренними (сенсорная депривация, специальными упражнениями). При этом поступление сигналов через телесную организацию индивида блокируется или направленно сужается, и сознание освобождается от мыслей, образов и чувств, которые связаны с внешним миром. Происходит расширение сознания до "космического".

Литература.

Rajneesh B.S. Meditation: The Art of Ecstasy. N.Y., 1976

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Категория.

Функциональная специализированность полушарий мозга человека и животных.

Специфика.

При осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Было показано, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. Зрелые функции левого полушария и правого полушария представлены следующим рядом: причинное - непричинное, планирующее - узнающее, контролирующее - пребывающее, активное - рецептивное, эксплицитное - имплицитное, интеллектуальное - интуитивное, аналитическое - синтетическое, суксцессивное - симультанное, концентрированное - диффузное, думающее - чувствующее, время - пространство, прошлое и будущее - настоящее, вербальное - образное. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Диагностика.

Богатый материал для анализа функциональной асимметрии был получен в клинике локальных поражений мозга, в частности показана связь нарушений речи у правшей с поражениями левого полушария. В дальнейшем стали использовать и другие методы, например выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий.

МЕЙЕРСОН (MEYERSON) ИНЬЯС

МЕЙЕРСОН (MEYERSON) ИНЬЯС (27.02.1888, Варшава - 1983) - французский психолог, создатель школы сравнительно- исторической психологии.

Биография.

Родился в семье Э.Мейерсона, французского философа-идеалиста. В 1947 г. защитил докторскую диссертацию "Психические функции и творчество". Профессор Тулузского университета, директор Школы высших курсов (Сорбонна) и Центра исследований по сравнительно-исторической психологии.

Исследования.

Развитие личности трактовал как исторически обусловленный процесс объективации психических функций в продуктах культуры. По его мнению, человека надо изучать через то, что он создал, особено через те творения, которые он сам оценивает как особо важные.

Сочинения.

Le travail une conduite // J. D. Psychol. Normale et pathologique. 1948. T. 41;

Problemes l'histoire psychologique des ouevres: specificite, variation, experience // Hommage a Lucien Febvre, Eventail de l'histoire vivante. P., 1953; Le travail, fonction psychologique // J. Psychol. 1955, N 1

МЕЙЛИ (MEILI) РИШАР

МЕЙЛИ (MEILI) РИШАР (род. 28.02.1900) - швейцарский психолог.

Биография.

Профессор Берлинского университета, издатель журнала "Schweizerische Zeitschrift fur Psychologie".

Исследования.

Занимался проблемами психологии личности, генетической психологии, психодиагностики. Проводил факторно-аналитические исследования, в частности личностных и интеллектуальных признаков

Сочинения.

Lehrbuch der Psychologischen Diagnostik. 1961

МЕЙМАН (MEUMANN) ЭРНСТ

МЕЙМАН (MEUMANN) ЭРНСТ (29.08.1862 - 26.04.1915) - немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики.

Биография.

Учился в университетах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893 - 1894 гг. работал ассистентом В.Вундта в Лейпциге. С 1897 г. - профессор философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстре, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журнала "Архив общей психологии" (1903) и "Журнала экспериментальной педагогики" (1905). В 1911 г. основал в Гамбурге Институт экспериментальной педагогики.

Исследования.

Основной целью экспериментальной педагогики считал изучение общих закономерностей и индивидуальных особенностей физического и духовного развития ребенка в условиях применения тех или иных дидактических приемов. Был сторонником теории развития как функции наследственности и среды. В качестве методов использовал эксперимент, систематическое наблюдение за детьми и анализ детского творчества.

Сочинения.

Введение в современную эстетику. М., 1909;

Экономия и техника памяти. М., 1913; Интеллигентность и воля. 1917; Лекции по экспериментальной педагогике. Ч. 1-3, М., 1914-17; Эстетика. Т. 1-2, 1919; Очерк экспериментальной педагогики. М., 1922

МЕЙНОНГ (MEINONG) АЛЕКСИУС

МЕЙНОНГ (MEINONG) АЛЕКСИУС (17.07.1853, Львов - 27.11.1920, Грац) - австрийский философ и психолог, главный представитель австрийской школы.

Биография.

Учился у Ф.Брентано. С 1878 по 1882 г. преподавал философию в Венском университете. С 1882 г. - профессор Грацкого университета, основал в нем в 1896 г. первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии.

Исследования.

Стоял близко к позициям гештальтпсихологии. На основе доминирования представлений, мышления, чувствования или желания, предложил классификацию предметов, на которые индивид ориентируется. Разработал общую теорию ценностей, исходным пунктом которой выступало переживание значимости.

Сочинения.

Gesamtausgabe. Bd. 1-7, Graz, 1969-78

МЕЛАНХОЛИК

Этимология.

Происходит от греч. melas - черный и chole - желчь.

Автор.

Первое описание дано Гиппократом.

Категория.

Тип темперамента.

Специфика.

Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. По И.П.Павлову, он имеет слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности. К меланхоликам традиционно относят Н.В.Гоголя, П.И.Чайковского, Арамиса.

МЕЛАНХОЛИЯ

Этимология.

Происходит от греч. melas - черный + chole - желчь.

История.

Понятие использовалось еще во времена Гиппократа и Галена для обозначения печального (унылого) расположения духа, с чувством поражения без объективных причин, с повышенной мечтательностью, а также часто со страхом, чувством вины, с идеей принуждения. В античной медицине это состояние объяснялось преобладанием в человеческом организме черной желчи. С начала XVIII в. началось уточнение содержания этого понятия. После вычленения ипохондрии и депрессивного состояния при прогрессивном параличе меланхолия стала связываться с манией в рамках циркулярного психоза. У Э.Крепелина это понятие использовалось только для депрессий преклонного возраста. В настоящее время используется как синоним эндогенной депрессии.

Литература.

Flasher H. Melancholie und Melancholiker in den medizinischer Theorien der Antike. 1966;

Hippius H., Selbach H. (Hrsg.) Das depressive Syndrom. Munchen: Urban Schwarzenberg, 1969; Tellenbach H. Melancholie. Bern: Springer, 1976; Bucher R. Depression and Melancholie. Eine historische und triebpsychologische Untersuchung zur Struktur und Klassifizierung der Depressionsform. Bern: Huber, 1977

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

МЕНЧИНСКАЯ НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА (15.01.1905, Ялта - 6.07.1984) - отечественный психолог.

Биография.

Родилась в семье земского врача. Окончила Крымский педагогический институт, с 1927 г. училась в аспирантуре Института народной педагогики при Втором МГУ, под руководством Л.С.Выготского подготовила и защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. В 1930 г. была направлена на преподавательскую работу в Свердловск. С 1932 г. работала в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией психологии обучения и умственного развития. В 1952 г. за труд "Психология обучения арифметике" ей была присуждена ученая степень доктора психологических наук. Профессор, член-корреспондент АПН СССР.

Исследования.

Специалист по проблемам психологии обучения и формирования мировоззрения.

Сочинения.

(Ред.) Психологические проблемы неуспеваемости школьников; Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах (совм. с М.И.Моро);

Психология усвоения знаний в школе (совм. с Д.Н.Богоявленским); Развитие психики ребенка (дневник матери); (Ред.) Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьников. 1968

МЕРЛИН ВОЛЬФ СОЛОМОНОВИЧ

МЕРЛИН ВОЛЬФ СОЛОМОНОВИЧ (1989, Могилев - 1982) - отечественный психолог.

Биография.

Родился в семье учителя. Научная деятельность началась в психологическом отделе Ленинградского института научной педагогики. В дальнейшем работал в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена, Саратовском и Свердловском пединститутах, в Казанском университете. В 1940 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1950 г. - докторскую. С 1954 г. работал в Пермском педагогическом институте, до 1979 г. как заведующий, затем - профессор кафедры психологии.

Исследования.

Ученик М.Я.Басова. Начал свою профессиональную деятельность в качестве психофизиолога. Занимался проблемой связи волевого действия и условнорефлекторных механизмов, затем - проблемами дифференциальной психофизиологии. Основное внимание им уделялось нейродинамическим и психодинамическим особенностям индивидуальности человека. Разработал концепцию интегральной индивидуальности, в которой понятие индивидуального стиля деятельности занимает ключевое место, выступая опосредующим звеном между разноуровневыми свойствами личности.

Сочинения.

Очерк психологии личности. 1958;

Очерк теории темперамента. М., 1964; Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1968 Лекции по психологии мотивов. 1970

МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) МОРИС

МЕРЛО-ПОНТИ (MERLEAU-PONTY) МОРИС (14.03.1908, Рошфор-сюр-Мер - 3.05.1961, Париж) - французский философ-феноменолог.

Биография.

Философское образование получил в Высшей нормальной школе, где познакомился с Ж.П.Сартром и Ж.Ипполитом. Профессор Лионского университета. В 1952 г. сменил А.Бергсона в Коллеж де Франс. Профессор детской психологии в Сорбонне.

Исследования.

Трактовал интенциональность как свойственную не только сознанию человека, но всему его отношению к миру. На этой основе выдвинул теорию "досознательного" смыслообразующего начала, в качестве которого трактовал "телесного субъекта". Субъект и мир образуют единое феноменальное поле, которое ситуативно специфично, поэтому познание человека не может быть конечным.

Сочинения.

Phenomenologie de la perception. P., 1945;

Les aventures de la dialectique. P., 1955; Eloge de la philosophie et autres essais. P., 1965; La structure du comportement. P., 1967; La visible et l'invisible. P., 1971

МЕРТОН (MERTON) РОБЕРТ КИНГ

МЕРТОН (MERTON) РОБЕРТ КИНГ (род. 5.07.1910) - американский социолог.

Биография.

Профессор и руководитель Бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета.

Исследования.

В своих исследованиях опирался на структурно-функциональный анализ. Проводил анализ процесса становления современной науки. Обосновал введение понятия "дисфункция", которым характеризовал возможность отклонений от положения равновесия определенной социальной структуры из-за неравномерности развития ее элементов. Автор "парадигмы Мертона", в соответствии с которой социальные девиации возникают из-за рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения.

Сочинения.

Social Theory and Social Structur. 1949;

The Focused Interview. Glencoe, 1956; Social conformity, deviation and opportunity-structur // Amer. Sociological Rev., 1959, v. 24, N 2; Sociology Today. Problems and Prospects. N.Y., 1960; Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966; Theoretical Sociology. L., 1967; The Sociology of Science. Chicago, 1973

МЕРТОНА ПАРАДИГМА

МЕРТОНА ПАРАДИГМА - см. парадигма Мертона

МЕСМЕР (MESMER) ФРАНЦ АНТОН

МЕСМЕР (MESMER) ФРАНЦ АНТОН (23.05.1734, Изнанг - 5.03.1815) - австрийский врач, создатель учения животного магнетизма ("месмеризм").

Биография.

Изучал теологию и медицину. В дальнейшем занимался вопросами практического применения магнетизма.

Исследования.

В 1776 г. пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента благодаря не самому магниту, а таинственной силе (флюиду), исходящей от магнетизера. По его представлениям, планеты действуют на людей посредством неких магнитных сил, которые можно накапливать и передавать с целью устранения болезней. Оказал существенное влияние на философию романтизма.

Методы.

Разработал прием лечения, который был назван им "бакэ".

МЕТОД ДИХОТИЧЕСКОГО ПРОСЛУШИВАНИЯ

Этимология.

Происходит от греч. dicha - два + tome - сечение.

Категория.

Метод анализа эхоической памяти, селективного внимания и функциональной межполушарной асимметрии.

Специфика.

Характеризуется одновременным предъявлением различных звуковых стимулов по двум независимым каналам (через наушники) на левое и правое ухо. Использование этого метода позволило показать, что больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов у правшей достигается при их предъявлении на правое ухо ("эффект правого уха"), а неречевых - на левое ("эффект левого уха").

МЕТОД МИКРОСТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА

Категория.

Анализ кратковременных действий на основе установления характеристик их взаимодействия.

Специфика.

Предполагается, что в каждый интервал времени после получения инструкции на выполнения действия - за счет включения в работу определенного функционального блока - выполняются определенные преобразования входной информации. В исследуемой реальности выделяется набор определенных компонентов, которые обладают качественной и количественной выраженностью. Тот или иной компонент приписывается к определенному месту в структуре управления, и его характеристиками выступают информационная емкость, время хранения и характер преобразования информации, форма трансформируемой информации.

МЕТОД МИНИМАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Автор.

В.Вундт.

Категория.

Метод психофизики.

Специфика.

Определение порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения ощущения.

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Автор.

А.Осборн.

Категория.

Форма стимулирования творческой активности.

Специфика.

Высказывание идей и предложений по решению поставленной изобретательской или рационализаторской задачи, которое осуществляется в группах из 5-12 чел. При этом действуют следующие правила работы группы: свободное высказывание максимального числа идей, в том числе и вполне фантастических; запрещение критики; одобрение всех оригинальных идей; доработка всех высказанных идей. Для каждого выступления выделяется достаточно короткое время (1-2 мин.) и действует установка делать сообщение так, чтобы мог понять и неспециалист.

МЕТОД ПЛЕТИЗМОГРАФИИ

Этимология.

Происходит от греч. plethysmos - набухание + grapho - пишу.

Категория.

Исследовательский метод.

Специфика.

Регистрация сосудистых реакций организма посредством специального прибора, имеющего манометр и записывающее устройство.

МЕТОД ПНЕВМОГРАФИИ

Этимология.

Происходит от греч. pneuma - дыхание + grapho - пишу.

Категория.

Исследовательский метод.

Специфика.

Измерение амплитуды и частоты дыхания посредством прибора, состоящего из надувной камеры, обернутой вокруг груди и соединенной с манометром и записывающим устройством.

МЕТОД ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННОЙ ТОМОГРАФИИ

Этимология.

Происходит от греч. tomos - часть + grapho - пишу.

Категория.

Метод исследования мозговой активности in vivo.

Специфика.

Осуществляется при помощи введения радиоактивных веществ, имеющий короткий период полураспада (от 2 до 45 мин.). Особенно интересные данные были получены в исследованиях работы мозга при шизофрении, аффективных и обсессивных расстройствах.

МЕТОД ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ

Этимология.

Происходит от греч. polos - ось, полюс и фр. profil - очертание.

Авторы.

Разработан Ч.Осгудом и модифицирован П.Хофштеттером.

Категория.

Метод исследования психологических процессов.

Специфика.

Характеризуется использованием набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый - медленный, сильный - слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого. По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод значительно проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного анализа.

МЕТОД ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Категория.

Экспериментальная стратегия, используемая в психогенетике.

Специфика.

Метод ориентирован на анализ влияния генетических и средовых факторов на вариативность изучаемого признака путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями. Биологические родители имеют в среднем 50% общих с ребенком генов, но живут в другой социальной среде; приемные же родители не имеют с ребенком общих генов, но живут в той же среде.

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

Автор.

Э.Торндайк (1898г.).

Категория.

Форма научения.

Специфика.

Основан на закреплении случайно совершенных двигательных и мыслительных актов, за счет которых была решена значимая для животного задача. В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения.

Критика.

В дальнейшем более точный анализ поведения методом проб и ошибок показал, что оно не является полностью хаотическим и нецелесообразным, как считал Торндайк, но интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи.

МЕТОД САМОНАБЛЮДЕНИЯ

Категория.

Экспериментальная стратегия.

Специфика.

Получение эмпирических психологических данных при наблюдении за самим собой. За счет сопоставления результатов самонаблюдения, представленных в более или менее вербализированном протоколе о текущей индивидуальной жизни, с аналогичным отображением самонаблюдения других людей, происходит постулирование их принципиального родства и согласование с внешними проявлениями. Элементы этого метода лежат в основе любого научного исследования.

МЕТОД СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Категория.

Метод исследования психического, разработанный в психоанализе.

Специфика.

Пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично.

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

Этимология.

Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность.

Автор.

Ч.Осгуд (1952 г.).

Категория.

Диагностическая ассоциативная процедура.

Специфика.

Измерение оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Представляет собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных предметов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы.

Литература.

Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urana, 1957

МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО РАДИКАЛА

Этимология.

Происходит от греч. semanticos - обозначающий и лат. radicalis - коренной.

Авторы.

А.Р.Лурия и О.С.Виноградова (1959 г.).

Категория.

Объективный метод определения семантических полей.

Специфика.

В основе методики лежит процесс образования и переноса условных рефлексов, по которому определяют семантическую близость объектов. Например, если предъявление какого-то ряда понятий сопровождается отрицательным подкреплением (удар электротока), то и другие понятия, семантически тесно связанные с исходными, будут вести к оборонительной реакции, а более далекие - к ориентировочной реакции. После фиксации реакций на предъявление понятий происходит построение семантического поля объектов, ассоциированных с исходными, и определение его центра и периферии. Данный метод может быть использован в качестве диагностического критерия для диагностики умственной отсталости, так как в этом случае связи между понятиями строятся не по содержательным, а по фонетическим признакам.

МЕТОД СРЕДНЕЙ ОШИБКИ

Автор.

Г.Фехнер.

Категория.

Психофизический метод определения порогов ощущений.

Специфика.

При этом методе изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как эталон.

МЕТОД УБЕЖДЕНИЙ

Автор.

П.Дюбуа.

Категория.

Форма психотерапии.

Специфика.

Основан на стремлении терапевта при помощи обращения к "сократическому методу" пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его роли в ее провоцировании и выхода из нее. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза, одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Имеет много общего с логотерапией.

Синоним.

Рациональная терапия.

Литература.

Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб., 1912;

Свядощ А.М. Неврозы. М.: Медицина, 1982, с. 200-205

МЕТОД ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ ЭКГ

Категория.

Метод регистрации биоэлектрической активности сердечной мышцы.

Специфика.

В психологии используется для анализа вегетативных сдвигов.

МЕТОД ЭЛЕКТРОМИОГРАММЫ

Этимология.

Происходит от греч. myos - мышца + gramma - запись.

Категория.

Метод регистрации биоэлектрической активности мышц.

Специфика.

Служит для исследования функционального состояния мышц, в частности оценки интенсивности, локализации и временных параметров мышечного движения, например для регистрации скрытых двигательных реакций. Электромиография часто использоваться при биологической обратной связи (альфа-тренинг).

МЕТОД ЭЛЕКТРООКУЛОГРАФИИ

Этимология.

Происходит от лат. oculus - глаз + греч. grapho - пишу.

Категория.

Метод исследования движений глаз.

Специфика.

Основана на регистрации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц.

МЕТОД ЭЛЕКТРОРЕТИНОГРАФИИ

Этимология.

Происходит от лат. retina - сетка, сетчатка + греч. grapho - пишу.

Категория.

Метод исследований изменений потенциалов сетчатки, обусловленных световой стимуляцией глаза.

МЕТОД ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ

Этимология.

Происходит от греч. enkephalos - мозг + gramma - запись.

Категория.

Метод регистрации суммарной биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности скальпа или непосредственно мозга.

Специфика.

Служит для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях. На основании данных о физиологических процессах строятся гипотезы о работе различных психических структур, таких как восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, движения, речь и саморегуляция. Кроме того в силу существования стойких индивидуальных особенностей ЭЭГ данный метод может использоваться в дифференциальной психологии и психофизиологии.

МЕТОДИКА ДВОЙНОЙ СТИМУЛЯЦИИ

Авторы.

Л.С.Выготский и Л.С.Сахаров.

Категория.

Методика для изучения процесса образования понятий.

Специфика.

В ней используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, а второй - функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется. Так в эксперименте Выготского - Сахарова в качестве стимулов-объектов использовались фигуры различных цветов, формы, высоты и размеров, а в качестве стимулов-средств - слова, написанные на обратной стороне каждой из фигур, являющиеся экспериментальными понятиями. Испытуемый должен был сформулировать понятие, постепенно определяя его признаки на основании отбора фигур, которые, по его мнению, выступали носителями данного понятия. При этом оказалось возможным исследовать, как испытуемый применяет знаки для управления своими мыслительными процессами и как - в зависимости от способа употребления слова - протекает весь процесс образования понятий. В дальнейшем методика получила широкое методологическое осмысление как средство анализа развития и функционирования высших психических функций в целом.

МЕТОДИКА ПАРНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Этимология.

Происходит от лат. associatio - соединение.

Категория.

Методика исследования памяти человека.

Специфика.

В ней после запоминания списка, состоящего из пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т. п.), испытуемому дается задание при последующем предъявлении каждого первого элемента пары воспроизвести второй.

МЕТОДИКА ПЕТЕРСОНОВ

Категория.

Методика исследования памяти человека.

Специфика.

Процедура определения влияния времени хранения информации на продолжительность и качество запоминания при отсутствии возможности повторения. Заключается в том, что после предъявления испытуемому материала, который необходимо запомнить, ему предлагается в течение некоторого времени решать какую-либо задачу, которая препятствует повторению запомненного материала.

МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ

Автор.

Американский психолог Дж.Сперлинг (1959 г.).

Категория.

Методика исследования иконической памяти человека.

Специфика.

Характеризуется тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется ему на короткое время. Указание на то, какая именно часть должна быть воспроизведена, осуществляется с помощью светового или звукового сигнала, который подается с некоторой задержкой после предъявления материала для запоминания. При помощи данной методики было показано, что иконическая память может хранить очень большой объем информации, но лишь в чрезвычайно малом отрезке времени.

МЕТОДЫ ЛУРИЯ

Автор.

А.Р.Лурия.

Категория.

Комплекс методов нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга по сопутствующим им психическим нарушениям.

Специфика.

Набор тестовых испытаний различных познавательных процессов, произвольных действий и особенностей личности. По анализу истории болезни и беседе с больным строится предварительная гипотеза о возможной локализации очага поражения. Затем осуществляется собственно нейропсихологическое исследование, в котором анализируется качество сохранных и нарушенных психических процессов. При этом диагностируется состояние отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кожно-кинестезического, двигательного) и уровень опосредствования психических процессов с помощью речевой системы. На этом основании делается заключение о локализации очага поражения в коре больших полушарий или в подкорковых структурах.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория.

Класс методов психотерапии.

Специфика.

Методы, направленные на формирование внутренних средств управления работой различных психофизиологических функций и собственными состояниями. Обучение наиболее успешно осуществляется в рамках специально организованных циклов занятий.

Виды:

нервно-мышечная релаксация,

аутогенная тренировка,

идеомоторная тренировка,

имажинативные методы,

медитативные методы,

самогипноз.

МЕТОДЫ ШКАЛИРОВАНИЯ

Этимология.

Происходит от лат. scala - лестница.

Категория.

Применение количественных показателей для оценки отношения индивида к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы.

Виды.

Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различий.

МЕТРИЧЕСКАЯ ШКАЛА ОЗЕРЕЦКОГО

Этимология.

Происходит от греч. metron - мера и лат. scala - лестница.

Автор.

Н.И.Озерецкий (1926 г.).

Категория.

Методика для диагностики уровня психомоторного развития.

Специфика.

Может использоваться как один из методов отбора.

Структура.

Включает в себя пробы:

статической и динамической координации,

скорости движений,

возможности одновременно выполнять несколько движений;

силы движений и синкинезии.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Специфика.

Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивыми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я. З.Фрейд, первый приступивший к проблеме психологических конфликтов, трактовал их как форму разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интериоризованными социальными требованиями или запретами. За счет реализации психологических механизмов, как правило, достигается лишь относительное личностное благополучие. Но нерешенные проблемы приобретают хронический характер, так как человек лишает себя возможности активно воздействовать на ситуацию, чтобы устранить источник отрицательных переживаний. Наиболее позитивную роль психологическая защита имеет тогда, когда возникающие проблемы малозначимы и не стоят того, чтобы ими вообще заниматься.

Виды.

В результате многочисленных исследований, проведенных прежде всего в рамках клинической практики, были выделены различные виды механизмов психологической защиты:

вытеснение - устранение желаний из сознания;

идентификация - повышение собственной значимости за счет единения с персонами или социальными институтами высокого социального ранга;

изоляция - отделение эмоциональной реакции от ситуации страха;

интроекция - интеграция внешних оценок и стандартов, которые могут представлять угрозу, в структуру собственного Я;

компенсация - восполнение слабости за счет чрезмерного подчеркивания желательной черты характера;

образование реакций - устранение из сознания желания при усилении внешнего поведения, соответствующего этому желанию;

отрицание - защита от неприятной реальности за счет нежелания ее воспринимать;

перенос - переадресация враждебных чувств на объект, который менее опасен, чем истинная причина этих эмоций;

проекция - переадресация своих собственных отрицательных качеств или неприемлемых желаний на других;

рационализация - попытка найти логическое основание для собственного поведения;

регрессия - снижения уровня притязаний и степени организованности деятельности;

сублимация - удовлетворение сексуальной потребности за счет заместительной деятельности (творчество);

фантазия - реализация фрустрированного желания в воображении;

эмоциональная изоляция - избегание травматических переживаний за счет уход в пассивность.

МЕЧТА

Категория.

Элемент воображения.

Специфика.

Характеризуется локализацией в достаточно отдаленном будущем и объединяет в себе представления о жизни высокого качества. Часто выступает сильным фактором творческого поиска. Но может быть признаком неадекватного развития личности, как, например, при боваризме.

Предыдущая страница Следующая страница