Приглашаем посетить сайт
Абульханова, Ксения Александровна
Абульханова, Ксения Александровна (1933 г. р.)
Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993).
Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974 г.г. работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, с 1974 - в Институте психологии АН СССР (ныне РАН); с 1987 г. - заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1989 по 2010 - заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН.
А. начала свою научно-исследовательскую работу под руководством С.Л. Рубинштейна в 50-е г.г. в области психологии мышления. В 60-70-е г.г. становится одним из ведущих методологов отечественной психологии. В монографии "О субъекте психической деятельности" (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.
Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни. 1991).
Опираясь на типологические разработки Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова и др. и собственные эмпирические исследования, А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии). На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая трехкомпонентную структуру (осознание, переживание и практическая регуляция времени) и типологические особенности этой организации. На эмпирическом уровне проводились сопоставления абстрактно выделенных структур организации времени, активности и сознания с их реальным функционированием на разных возрастных, профессиональных выборках путем сочетания типологических, биографических, социально-психологических (полевых) и кросскультурных методов исследования, что позволило выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни их развития в зависимости от разнообразных условий. А. разрабатывается концепция социального мышления; под ее руководством исследуются особенности социального мышления российской личности и менталитета.