Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Абульханова, Ксения Александровна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Абульханова, Ксения Александровна

Абульханова, Ксения Александровна (1933 г. р.)

Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993).

Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974 г.г. работала в секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР, с 1974 - в Институте психологии АН СССР (ныне РАН); с 1987 г. - заведующая лабораторией методологии, теории и истории психологии, с 1989 по 2010 - заведующая лабораторией психологии личности Института психологии РАН.

А. начала свою научно-исследовательскую работу под руководством С.Л. Рубинштейна в 50-е г.г. в области психологии мышления. В 60-70-е г.г. становится одним из ведущих методологов отечественной психологии. В монографии "О субъекте психической деятельности" (1973) и докторской диссертации ею применяется принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновывается подход к индивиду как субъекту психической деятельности, а детерминация его психики исследуется в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности, определяемыми его общественным бытием.

Конкретизируя понятие жизнедеятельности, она по-новому решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. (Диалектика человеческой жизни. 1997; Стратегия жизни. 1991).

Опираясь на типологические разработки Д.Н.Узнадзе, Б.М.Теплова и др. и собственные эмпирические исследования, А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии). На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая трехкомпонентную структуру (осознание, переживание и практическая регуляция времени) и типологические особенности этой организации. На эмпирическом уровне проводились сопоставления абстрактно выделенных структур организации времени, активности и сознания с их реальным функционированием на разных возрастных, профессиональных выборках путем сочетания типологических, биографических, социально-психологических (полевых) и кросскультурных методов исследования, что позволило выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни их развития в зависимости от разнообразных условий. А. разрабатывается концепция социального мышления; под ее руководством исследуются особенности социального мышления российской личности и менталитета.

В начало словаря