Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Ладыгина-Котс, Надежда Николаевна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ладыгина-Котс, Надежда Николаевна

Ладыгина-Котс, Надежда Николаевна (1889-1963)

Российский психолог.

В 1908 г. поступила на Московские высшие женские курсы, которые окончила в 1917 г. В 1921-1923 гг. проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов Основатель лаборатории сравнительной психологии при Музее эволюционной истории в Москве, где начинает экспериментальное изучение разных сторон поведения и психики животных. С 1945 года - старший научный сотрудник сектора психологии Института философии АН СССГ.Р. Одновременно Л. преподавала в МГУ, была одним из основателей Дарвинского музея, возглавляла секцию сравнительной психологии Московского отделения Общества психологов.

Л. специалист в области зоопсихологии, детской и сравнительной психологии. В ее трудах заложены основы новой отрасли - антропогенетической психологии.

Исследовала восприятие, эмоции, память и, главным образом интеллект, антропоморфных обезьян, изучая развитие психики в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. Материалы, полученные ею при сравнительном анализе особенностей свободного поведения шимпанзе - Иони и ребенка - собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет легли в основу монографии "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935). Приведенные данные позволили ей, с одной стороны, рельефно показать специфику высших психических функций, присущих приматам в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных. С другой стороны, дали возможность усмотреть конкретные показатели качественного различия психики высших обезьян и человека (ребенка).

При изучении познавательных возможностей шимпанзе в сфере восприятия и интеллекта был применен изобретенный Л. метод выбора на образец. Впоследствии этот метод получил широчайшее распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей.

В работах "Различение количества у животных" (1941) и "Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян" (1959) Л. было доказано наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления, а также выделен ряд факторов, отличающих предтрудовую деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека.

В начало словаря