Приглашаем посетить сайт
Ладыгина-Котс, Надежда Николаевна
Ладыгина-Котс, Надежда Николаевна (1889-1963)
Российский психолог.
В 1908 г. поступила на Московские высшие женские курсы, которые окончила в 1917 г. В 1921-1923 гг. проводила систематические наблюдения в Московском зоопарке за поведением животных разных видов Основатель лаборатории сравнительной психологии при Музее эволюционной истории в Москве, где начинает экспериментальное изучение разных сторон поведения и психики животных. С 1945 года - старший научный сотрудник сектора психологии Института философии АН СССГ.Р. Одновременно Л. преподавала в МГУ, была одним из основателей Дарвинского музея, возглавляла секцию сравнительной психологии Московского отделения Общества психологов.
Л. специалист в области зоопсихологии, детской и сравнительной психологии. В ее трудах заложены основы новой отрасли - антропогенетической психологии.
Исследовала восприятие, эмоции, память и, главным образом интеллект, антропоморфных обезьян, изучая развитие психики в широком эволюционном контексте, начиная с простейших и кончая человеком. Материалы, полученные ею при сравнительном анализе особенностей свободного поведения шимпанзе - Иони и ребенка - собственного сына Руди (Рудольфа) в возрасте от полутора до четырех лет легли в основу монографии "Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях" (1935). Приведенные данные позволили ей, с одной стороны, рельефно показать специфику высших психических функций, присущих приматам в сравнении с психическими компонентами более простых по организации нервной системы животных. С другой стороны, дали возможность усмотреть конкретные показатели качественного различия психики высших обезьян и человека (ребенка).
При изучении познавательных возможностей шимпанзе в сфере восприятия и интеллекта был применен изобретенный Л. метод выбора на образец. Впоследствии этот метод получил широчайшее распространение, в том числе и в исследованиях (тестировании) взрослых людей и детей.
В работах "Различение количества у животных" (1941) и "Конструктивная и орудийная деятельность высших обезьян" (1959) Л. было доказано наличие у высших обезьян не только наглядно-действенного, но и наглядно-образного мышления, а также выделен ряд факторов, отличающих предтрудовую деятельность антропоидов от трудовой деятельности человека.