Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Лазурский, Александр Федорович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лазурский, Александр Федорович

Лазурский, Александр Федорович (1874-1917)

Российский психолог и врач, основоположник дифференциальной психологии в России.

Совместно с А.П. Нечаевым Л. создает одну из первых психологических лабораторий в Петербурге. Впоследствии он на протяжении многих лет возглавлял психологическую лабораторию в Психоневрологическом институте Бехтерева. В 1897 году в выходившем под редакцией Бехтерева журнале "Обозрение психиатрии" была опубликована первая статья Л., посвященная проблеме индивидуальных различий "Современное состояние индивидуальной психологии". Рассматривая первые достижения этой науки, он подчеркивал, что ее целью является исследование того, как видоизменяются "душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях".

В своей работе "Очерк науки о характерах" (1909) Л. разрабатывал оригинальную концепцию " научной характерологии", в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Позиция Л. во многом отличалась от взглядов Штерна, Бинэ и Гальтона, так как он считал необходимым не ограничиваться прикладными исследованиями, но доказывал важность формирования основ научной теории индивидуальных различий. С его точки зрения чисто прикладной подход к ним сводится, в конце концов, к полному отрицанию возможности планомерного и систематического изучения людских характеров. Эта точка зрения противостояла, с одной стороны, прагматическому подходу тестологии, а с другой - распространенному в немецкой психологии мнению (которого придерживались Вундт, Дильтей и другие ученые), будто повседневный опыт, наблюдательность, сопереживание - самый лучший источник познания душевного склада личности.

Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами, существовавшими в начале века, побудила Л. искать другие способы психологического исследования. Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта. Благодаря этому мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, но психические функции и личность в целом. Этот подход, изложенный в работе "Об естественном эксперименте" (1911) имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии, так как естественный эксперимент в этом случае часто дает не только более полные, но и более объективные данные по сравнению с лабораторным экспериментом, часто неприемлемым в детской психологии.

Настаивая на единстве личности, Л. понимал его по аналогии с биологическим единством живых систем. Он не видел его социально-исторической природы, доказывая, что изучение индивидуальных особенностей может превратиться из описательной в объяснительную науку только тогда, когда будет установлена их связь с корковыми процессами. Он подчеркивал, что речь идет не о воскрешении френологии Галля, не о локализации способностей в отдельных обособленных участках больших полушарий, но об исследовании различных сторон деятельности тех или иных нервных центров. Так впервые на место психоморфологического объяснения свойств личности ставилось нейродинамическое. Возможно, что Л. пришел к этому взгляду под влиянием сотрудничества с Бехтеревым.

Однако он сотрудничал не только с ним, но и с известным психологом и философом С.Л. Франком, совместная работа с которым привела его к идее о двух сферах душевной деятельности - эндопсихической (внутренней) и экзопсихической (внешней). Л. высказал ее в курсе лекций "Общая и экспериментальная психология" (1912). Утверждалось, что эндопсихическая сфера основывается главным образом на врожденных свойствах человека и определяет наклонности, способности, темперамент, характер и другие прирожденные стороны личности. Экзопсихическая сфера формируется в процессе жизни, в ее основе лежит система отношений человека с окружающим миром, с людьми, указывая на то, как человек относится к основным категориям окружающей действительности. Введение категории отношения было шагом вперед по сравнению с механическим представлением, согласно которому воздействия Среды на организм происходят по типу внешних толчков. А ведь именно такое представление доминировало тогда в дифференциальной психологии, не знавшей никаких других факторов, кроме наследственности и механически пронятой среды.

Исходя из уровня развития разных эндо- и экзогенных факторов Л. разработал первую типологию личности, а также систему диагностики и коррекции разных типов отклонений в процессе психического развития ребенка. Развернутое изложение основных положений его характерологии и типологии личности было дано в вышедшей уже после его смерти книге "Классификация личностей"(1922).

Преждевременная кончина помешала ему осуществить дальнейшую разработку приемов количественного анализа в характерологии. Однако его работы заложили основу нового подхода к этой проблеме. Не менее важным является и вклад Л. в разработку новых методов исследования психического развития. Его идеи о естественном эксперименте, о необходимости создания опытной положительной психологической науки позднее были развиты в работах его ученика М.Я. Басова.

В начало словаря