Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Ланге, Николай Николаевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Ланге, Николай Николаевич

Ланге, Николай Николаевич (1858-1921)

Российский психолог, один из основоположников экспериментальной психологии в России.

Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, обучаясь у известного психолога Владиславлева (1882). После стажировки во Франции и Германии (в Лейпцигском психологическом институте Вундта) в 1884-1886 годах был назначен на должность приват-доцента Новороссийского (Одесса) университета (1888), затем профессором этого университета (1894), где проработал до конца дней.

Первая крупная психологическая работа Л. - "Элементы воли" была опубликована в 1890 году в журнале "Вопросы философии и психологии". Он создает в университете при кафедре философии кабинет экспериментальной психологии с целью развития психологии как объективной науки и преподавания ее как учебной дисциплины. Это была первая университетская лаборатория экспериментальной психологии в России. Последний обобщающий крупный труд Л. - книга "Психология" (1914). Наряду с научной он активно занимался и общественной деятельностью, защищая принципы общедоступности образования, непосредственно организовывал деятельность школ, предпринимая попытки реализации принципов трудового обучения и методов пробуждения у детей научных интересов и умения самостоятельно мыслить.

Разрабатывая объективные методы исследования сознания, Л. пошел по пути объяснения активности субъекта на основе анализа непроизвольных движений организма, связывая их с деятельностью сознания. Так как одним из главных объектов изучения сознания служил акт внимания, он становится автором моторной теории внимания. В соответствии с этой теорией Л. полагал, что колебания внимания при так называемых двойственных изображениях (когда, например, рисунок воспринимается то как лестница, то как нависшая стена) определяются движениями глаз, обегающих изображенный контуг.р. Моторная теория внимания Л. принесла ему широкую известность на Западе.

Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии., которая в то время определялась главным образом как наука о сознании, которое открывает субъекту его самонаблюдение. Этому воззрению, сопряженному с субъективным методом, Л. противопоставляет понятие о "психическом мире" - огромном целом, простирающемся по планете - "от едва брезжащей зари сознания у низших животных и до высокого его развития у исторического и социального человека". Следуя генетическому стилю мышления, Л. представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Им также было пересмотрено (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".

Л. выделил ряд стадий в психической эволюции, соотнося их с изменениями, претерпеваемыми нервной системой. К ним он относил: стадию недифференцированной психики, недифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуально приобретенного опыта и, наконец, как качественно новую ступень - развитие психики у человека в качестве социокультурного существа. С переходом к человеку психическая регуляция поведения становится качественно иной. Если у животных действует биологическая наследственность, то у людей передача от одного поколения к другому всей совокупности достигнутой уже культуры осуществляется через подражание и обучение, то есть путем социальной преемственности. Он писал, что "душа человеческой личности в 99% случаев есть продукт истории и общественности".

В связи с этим решающая роль отводится языку: "язык с его словарем и грамматикой формирует всю умственную жизнь человека, вводя в его сознание все те формы и категории, которые исторически развивались в предыдущих поколениях". В значении любого слова, писал Л., можно найти множество "полей сознания", уходящих все глубже в неопределенную темную даль.

Таким образом, в конце концов, Л. переходил от дарвинизма к истинному историзму. В этих его суждениях отразилась одна из общих тенденций развития мировой психологической мысли. Работы Л. явились самым крупным достижением русской экспериментальной психологии в дооктябрьский период.

В начало словаря