Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Лесгафт, Петр Францевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лесгафт, Петр Францевич

Лесгафт, Петр Францевич (1837-1909)

Российский педагог, психолог, анатом.

Руководствуясь принципом сенсомоторного единства, разработал теорию физического образования, в качестве главной цели которого утверждалась "сознательная физическая работа". Исходя из этого подхода, он писал о том, что неправомерно ограничиваться гимнастическими методами, направленными к тому, чтобы развивать одни лишь физические силы человека. Л. подчеркивал, что необходимо развивать в ребенке не только силы, но и умение управлять ими. Тем самым физические упражнения подчинялись более широкой задаче общего психофизического формирования личности. Не развитие мышечного, исполнительского аппарата самого по себе, а в первую голову развитие умения им управлять становилось ключевым для теории и практики физического воспитания.

Управление телом - категория сенсорно-интеллектуального порядка. Мышечные движения необходимо предполагают знакомство с пространственно-временными отношениями. Оно начинается в сфере элементарной чувствительности, а в дальнейшем переходит к свойственной человеку сознательной регуляции движения, для которой характерно оперирование словесными значениями.

Сознательное управление поведением возможно, согласно Л., только на основе слова. Отсюда и его принцип учить ребенка управлять движением посредством слова. Способность перейти от чувственно-образной регуляции к словесной рассматривалось как важнейшие условие воспитания самостоятельности поведения.

В психологических и педагогических концепциях многих русских ученых, и в том числе Л., познание не ограничивалось запечатлением чувственных содержаний, отводя важное место реальным действиям. За этими действиями Л. признавал роль проверочного средства умственных действий, говоря о том, что "всякая умственная работа, не проверенная действием, не в состоянии способствовать усвоению причинной связи замечаемых явлений настолько, чтобы понять эту связь и выяснить законы, лежащие в основании их проявлений". Он также подчеркивал, что без такой реальной проверки невозможно и самостоятельной применение общих положений и истин к выяснению частных случаев, тем более, творческое видоизменение своих действий.

Физическое образование, поэтому выступает в системе Л. не только как предпосылка воспитания умственного в том смысле, что физически развитый и закаленный организм - благодатная почва для духовной деятельности. С его точки зрения огромное значение имеет тот факт, что физически развитый человеческий организм способен сознательно управлять мышечными актами, менять в случае необходимости стратегию поведения, сравнивать и контролировать как его отдельные звенья, так и их взаимодействие. Иначе говоря, воспитание ума и воспитание тела - это один процесс, а не два.

В начало словаря