Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Лопатин, Лев Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лопатин, Лев Михайлович

Лопатин, Лев Михайлович (1855-1920)

Российский психолог и философ.

В 1875 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, с которым связана вся его последующая деятельность. В 1985 году он становится приват-доцентом, а в 1892 году - экстраординарным профессором университета. Один из основателей и соредактор (с 1894 года) журнала "Вопросы философии и психологии". После смерти Н.Я. Грота в1899 Л. становится председателем Московского Психологического общества, направляя его работу до его закрытия в 1918 году.

Отстаивая центральное место психологии в системе других наук, он видел ее как методологию всех наук о человеке. Определяя ее предмет, он доказывал, что психология должна быть наукой о законах и процессах душевной жизни. Свои психологические взгляды Л. основывал как на философских концепциях В.Соловьева, к которому был близок как в своей жизни, так и в творчестве, так и на теориях Спинозы и Лейбница. В своей книге "Положительные задачи философии" (1911) он писал о значении немецкой научной школы для отечественной психологии, обосновывая положительную роль метафизики для науки того времени. С его точки зрения гносеологию построить невозможно без признания некоторых метафизических предпосылок, а именно без признания чужого одушевления и внешнего мира Л. исходил из того, что все в мире связано и обусловлено друг другом. Поэтому так важен для него был тезис о прямом и непосредственном знании внутреннего мира, так как таким образом познанию достаточно иметь хоть одну твердую точку, в которой оно видит истинную действительность, чтобы постигнуть и всю остальную реальность в ее основных очертаниях. Не отрицая большого значения эксперимента и физиологии для психологии, Л. все же считал ее по преимуществу философской, а не естественной наукой, причем главное связующее звено между психологией и философией видел в теории познания. В своем "Курсе Психологии" (1903) он писал, что всякая теория познания (философская) вырастает на психологическом фундаменте и наоборот, психологическое исследование мышления соединяется или переходит в философскую теорию познания.

Одно из центральных мест в психологической системе Л. занимала воля. Он считал, что объективация явлений внутреннего мира, также как осознание реальности внешнего мира происходит при помощи воли. С его точки зрения стремление к чему-то происходит от нас, от наших желаний, в то время как остановка, препятствие в реализации наших стремлений происходит от внешнего мира, она невольна. Поэтому, сознавая свое стремление, мы сознаем и препятствие, мешающее его реализации, они оба реальны для нас и таким образом происходит осознание субъектом реальности внешнего мира.

Внимание Л. к проблеме воли вытекало и из того, что свободу воли он связывал с развитием нравственности, а саму этическую проблематику, как и большинство отечественных ученых, рассматривал как одну из главных для психологической науки. Доказывая, что свобода воли не противоречит закону детерминации, ученый писал о том, моральная свобода человека заключается в том, что мы сами творим в себе свой нравственный мир и изменяем его своими усилиями. То есть подлинная свобода заключается вовсе не в том, чтобы действовать без мотивов, но в том, что мы поступаем по мотивам, а не по внешним толчкам.

Важной является мысль Л. о том, что свобода духа выражается в творчестве, при этом он простирал это творчество и на область нравственных действий. Влияние идей Соловьева проявляется в его утверждении о том, что не только сознание, но все появления духа, от простейших ощущений до логических размышлений проникнуты творчеством. Заложенным в ней стремлением к творчеству душа и отличается от физического мира. Таким образом, вся психическая жизнь есть порождение духовного творчества, а нравственное добро является высшим проявлением сознательного, личного творчества. Подчеркивая, что настоящей сущностью нашей нравственной личности является ее стремление к самоопределению, Л. делает свободу человеческой воли и нравственную разумность мировой жизни двумя коренными предположениями своей этики.

В начало словаря