Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Лосский, Николай Онуфриевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лосский, Николай Онуфриевич

Лосский, Николай Онуфриевич (1870-1965)

Российский философ и психолог.

Профессор Петербургского университета. С 1922 года в эмиграции в Чехословакии, профессор Братиславского университета (1942) и Русской духовной академии в Нью-Йорке (1945).

переживанием, сравнимым с другими переживаниями. В своей книге "Обоснование интуитивизма" (1906) Л. раскрывал преимущества своего подхода, говоря о том, что переживание является не внешним по отношении к знанию, но внутренним. Оно имманентно самому объекту знания, а потому и отражает его сущность прямо и непосредственно. Объектами таких знаний-переживаний, с его точки зрения, являются, прежде всего, эстетические, религиозные, нравственные и правовые нормы, то есть то, что непосредственно связано с эмоциями.

Пытаясь решить проблему свободы воли на основе интуитивизма, он в работе "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма" (1903) отрицал и детерминизм, и психологическую точку зрения, исходящую из внутренней, сознательной обусловленности свободы воли, при которой человек свободен в той степени, в которой сам является виновником своих поступков. Идеи о свободе воли Л. связывал со своей теорией идеал реализма. Он доказывал, что в основе реального стоит идеальное бытие, которое выше пространственно-временной смены событий. Таким образом, человек, как носитель конкретно-идеального бытия, стоит выше законов природы, в том числе и законов причинно-следственных отношений, детерминизма. Проявления собственной духовной силы человека осуществляются сообразно его собственным интересам и потребностям. Как и, как и одушевленность, волевую активность можно прямо и непосредственно ощутить, а потому существование специфического волевого элемента (также как и наличие души у человека) не нуждается в каких-то дополнительных доказательствах.

Обосновывая свою теорию идеал-реализма, Л. пишет, что в ней делается попытка соединить две противоположные позиции - и к абсолютному, идеальному, и к реальному, связанному с практической жизнью. Критикуя теорию индивидуализма, ученый отмечал, что индивидуалистическое мировоззрение сводит цель жизни человека к самосохранению, при этом, так как они стремятся к одной цели, то и становятся все более похожими друг на друга. Поэтому с точки зрения Л., крайний индивидуализм в процессе своего развития приходит к утрате самой идеи индивидуума, личности. Сохранить и развить это понятие можно только в его учении, которое сочетает индивидуальное с универсальным, соединяя человека с другими людьми в их переживаниях. Значительное место в психологических исследованиях Л. занимал вопрос о специфике русской ментальности, "русского характера", что нашло отражение в его книге "Характер русского народа" (1957).

В начало словаря