Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Лурия, Александр Романович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Лурия, Александр Романович

Лурия, Александр Романович (1902-1977)

Российский психолог, создатель нового направления психологической науки - нейропсихологии.

Окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. - 1-й Московский медицинский институт. С 1923 г. преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Московском Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. - в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета). С 1968 по 1977 г. заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), действительный член Академии Педагогических наук РСФСР (1947), действительный член АПН СССР (1967), зарубежный член Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств.

В 20-х гг., как ученик Л.С. Выготского, участвовал в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов (Этюды по истории поведения. 1930). Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований, как в России, так и за рубежом. В области генетической психологии Л., изучая на близнецах роль генетических и социальных факторов в развитии психических процессов, показал значение речи в организации психических функций у детей (Речь и интеллект в развитии ребенка. 1927).

Начиная с 1940 г. Л. проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. В результате многолетних исследований нарушений психических процессов при различных поражениях мозга Л. создал новое направление в психологии-нейропсихологию (Основы нейропсихологии. 1973). Им разработана новая теория локализации высших психических функций, внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий. Специальная серия работ Л. и его сотрудников посвящена роли лобных долей мозга в регуляции психических процессов (Лобные доли и регуляция психических процессов. 1966). Им изучены различные формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга. На основании системных исследований мозговых коррелятов высших психических функций Л. разработал методы нейропсихологической диагностики локальных поражений головного мозга и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов.

В начало словаря