Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Асмолов, Александр Григорьевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Асмолов, Александр Григорьевич

Асмолов, Александр Григорьевич (1949 г.р.)

Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член-корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. - главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года - зам. министра образования России, профессор (1992), организатор и первый заведующий кафедрой психологии личности ф-та психологии МГУ (1997), автор более 200 научных работ.

Кандидатская диссертация А., выполненная под руководством А.Н. Леонтьева (1977), посвящена анализу места и функций установочных явлений в структуре деятельности, динамической парадигме анализа деятельности. В ней раскрыта уровневая природа установок как механизма стабилизации поведения личности, намечены пути диалога отечественных и зарубежных теорий установки и психологической теории деятельности. Материалы, полученные в этой работе, нашли отражение в книге "Деятельность и установка" (1979).

Динамика подходов А. к проблеме личности в психологии раскрывается в его книгах "Личность как предмет психологического исследования" (1984), "Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе" (1986), "Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов" (1990) и докторской диссертации "Историко-эволюционный подход в психологии личности" (1996). В работах А. реализуется комплексный междисциплинарный подход к психологии личности, соединяющий биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую ориентацию на базе межкультурного взаимодействия. В них представлена оригинальная концепция личности, реализующая общесистемные принципы анализа человека, подчеркивающая роль культуры, историко-эволюционный смысл деятельности личности, ее предадаптивной, неадаптивной и адаптивной активности. Выделены универсальные закономерности развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, выступающие в качестве основы понимания эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности в эволюции природы и общества (принцип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению как условие развития эволюционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость, принцип возникновения избыточных преадаптивных элементов эволюционирующих систем, способных обеспечить резерв их вариативности в неопределенных критических ситуациях и др.). Данные принципы позволили раскрыть специфику эволюции в социальной истории человечества и эвристичность использования в психологии личности представлений об особом "рассеивающем отборе".

А. рассматривает психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества. Им было дано обобщение основных принципов анализа в теории деятельности; предложена систематизация неосознаваемых психических явлений; обосновано понимание бессознательного как особой формы отражения, в которой субъект и мир выступают как одно неразрывное целое; выдвинуто представление о смысловых образования личности и смысловой природе индивидуальности человека.

Идеи, выдвинутые А. в его книге "Культурно-историческая психология и конструирование миров" (1996), нашли отражение не только в теории психологии, но и в практике образования. В сфере образования России А. организована и внедрена в системе управления образованием практическая психология как проективная дисциплина, создана служба практической психологии и система переподготовки практических психологов образования, спроектированы комплексно-целевые программы, способствующие психологизации и гуманизации образования. Им также обоснована парадигма развивающего смыслового вариативного образования как доктрина системы образования в России, приведшая к изменению социального статуса психологии в сфере образования, а также развитию неклассической релятивистской психологии как одного из направлений современной методологии науки.

В начало словаря