Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Марцинковская, Татьяна Давидовна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Марцинковская, Татьяна Давидовна

Марцинковская, Татьяна Давидовна (1953 г.р.)

Российский психолог.

Доктор психологических наук (1995), профессор (1997). Окончив ф-т психологии МГУ (1978) работала на кафедре психологии МПГУ. C 1996 года - заведующая лабораторией становления личности в историческом развитии Института развития личности РАО, с 1999 - лаборатории исторической психологии личности Психологического института РАО. Одновременно - зав. кафедрой возрастной психологии МПГУ (с 1997).

Основной круг вопросов, являющихся предметом научных исследований М., связан с изучением истории психологической науки, прежде всего с анализом исторического пути отечественной психологии, особенностей становления ее методологии, а также со сравнительным исследованием подходов к проблеме психического развития, его диагностики и коррекции (Диагностика психического развития детей. Рязань,1997, Детская практическая психология, М, 1999). В книгах "Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке". М., 1994, "История психологии". М. 1996, "100 выдающихся психологов мира" М., 1997 (последние - совместно с М.Г. Ярошевским) проанализированы и описаны основные характеристики российской психологической науки (антропологизм, стремление к универсальности, выделение нравственной проблематики как одной из ведущих научных проблем), особенности ее развития в различные исторические периоды, идеогенез основных психологических концепций.

В последние годы занимается проблемами методологии и философии психологии, а также изучением психологических особенностей самосознания российской интеллигенции. Особое внимание обращается на творчество выдающегося отечественного ученого Г.Г. Шпета и его школы (Психология социального бытия Г.Г. Шпета. М., 1996).

Проведенный анализ истории развития детской психологии в России дал возможность выделить этапы развития детской психологии и педологии в России и основные проблемы, разрабатываемые отечественными учеными в начале ХХ века, а также выявить значимые различия подходов к личности ребенка в отечественной и зарубежной психологической науке ("История детской психологии". М.,1998, "Методическое пособие по истории отечественной возрастной психологии. М., 1996).

Экспериментальные кросс культурные исследования процесса социализации детей, проведенные М. и ее сотрудниками и аспирантами, позволили изучить динамику формирования социальных переживаний у детей дошкольного и младшего школьного возраста, зависимость их содержания от национальной культуры, а также описать их роль в формировании национальной идентичности.

В начало словаря