Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Матюшкин, Алексей Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Матюшкин, Алексей Михайлович

Матюшкин, Алексей Михайлович (1927-2004)

Российский психолог, доктор психологических наук (1974), профессор (1982), действительный член АПН СССР (1990) и РАО (1993).

Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1953). Являлся заведующим сектором психологии НИИ проблем высшей школы Минвуза СССР (1980-1983), заведующим лабораторией эвристики HИИ ОиПП АПH СССР (1980- 1983) и директором этого института (1983-1990), в настоящее время - заведующий Центром "Творческая одаренность" при институте. В 1981-1992 г.г. - главный редактор журнала "Вопросы психологии". Область научных исследований М. - разработка проблем психологии проблемного обучения, творчества, высших форм одаренности. В его работах рассматриваются общие проблемы и психологические закономерности умственного развития на разных уровнях онтогенеза. В начале своей научной деятельности под руководством С.Л.Рубинштейна проводил изучение проблем психологической структуры и методов экспериментального исследования мышления. Им были обоснованы принципы, разработана система методов активного (проблемного) обучения.

Анализ творческого мышления позволил ему дать психологическое обоснование проблемности в учебной деятельности и психологическую классификацию проблемных ситуаций; выделить принципы, определяющие оптимальную последовательность проблемных форм обучения (Проблемные ситуации в мышлении и обучении. 1972). Им экспериментально установлена роль проблемности как фактора, обеспечивающего возникновение познавательной мотивации и формирования творческой исследовательской активности личности.

Исследование общения и межличностных отношений позволили рассмотреть межличностный диалог как важное условие актуализации и развития творческого потенциала, одаренных и талантливых школьников, сформулировать принципы проблемно-диалогических методов обучения, разработать "диалогические" методики лабораторного исследования мышления.

М. занимается исследованием развития профессионального мышления студентов, совершенствования форм и методов обучения в высшей школе (Проблемы развития профессионального мышления студентов в основных видах обучения. 1978).

В 1987-1989 г.г. им разработана научная концепция и программа исследования и развития одаренных и талантливых детей "Творческая одаренность". В этих же целях создан специальных центр при НИИ ОПП, подготовлена Государственная программа поиска и развития одаренных детей и молодежи. В рамках этого исследовательского проекта развернуто изучение структуры и развития творческого потенциала человека, принципов и методов психологической диагностики, условий стимулирования и развития одаренных и талантливых детей на всех этапах обучения (Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. 1993).

В начало словаря