Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Менчинская, Наталья Александровна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Менчинская, Наталья Александровна

Менчинская, Наталья Александровна (1905-1984)

Российский психолог, педагог.

Закончила Крымский педагогический институт (1927) и аспирантуру Института научной педагогики при 2-м МГУ (1930), где под руководством Л.С. Выготского защитила кандидатскую диссертацию по проблеме развития арифметических операций у школьников. С 1932 г. М. работала в Институте психологии АПH СССР, где заведовала лабораторией психологии учения и умственного развития школьника (1937-1981), была ученым секретарем и заместителем директора института по научной работе (1955-1965). Доктор педагогических наук (1952), профессор, член-коppеспондент АПH СССР (1965).

М. - известный специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занималась вопросами психологии обучения и дидактики. Предметом ее специального внимания являлось исследование проблем неуспеваемости учащихся, ею были раскрыты причины трудностей в обучении, обоснованы пути и способы повышения усвоения знаний. Центральной исследовательской задачей М. и возглавляемого ею научного коллектива являлось изучение закономерностей процесса усвоения знаний и приемов работы над учебным материалом (Развитие арифметических операций у детей школьного возраста. 1934; Психология обучения арифметике. 1952). Научные разработки М. были тесно связаны с практикой школьного обучения, что, в частности, выражалось в непосредственном ее участии в создании программ обучения для начальных классов.

В работах М. утверждается принцип единства обучения и воспитания; процесс усвоения знаний рассматривается как важнейшее условие психического развития учащихся; исследуется становление личности в обучении. Ею также были исследованы закономерности психического развития ребенка, что нашло отражение в ее работах "Развитие психики ребенка. Дневник матери", 1957; "Вопросы умственного развития ребенка", 1970.

В начало словаря