Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Мерлин, Вольф Соломонович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мерлин, Вольф Соломонович

Мерлин, Вольф Соломонович (1898-1982)

Российский психолог.

Окончил педагогический факультет Петроградского института внешкольного образования (1924). С 1925 г. работал на кафедре психологии Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена, преподавал в Саратовском (1932-1938) и Свердловском (1938-1948) государственных педагогических институтах, в Казанском государственном университете (1948-1954). С 1954 г. и до последних дней своей жизни М. работал на кафедре психологии Пермского государственного педагогического института, будучи ее бессменным заведующим, в течение более чем 25 лет. С 1958 г. возглавлял Уральское отделение Общества психологов СССГ.Р. Доктор психологических наук (1950), профессор ( ).

Научные взгляды М. формировались под влиянием М.Я. Басова. М. начинал свой путь с исследований мировоззрения ребенка и связей целевой установки и условного рефлекса. Эти работы легли в основу его докторской диссертации "Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта".

Экспериментальное изучение трудовой деятельности приводит его к мысли о том, что разные люди приходят к успеху неодинаковыми путями. Так было положено начало многочисленным исследованиям индивидуального стиля деятельности в различных областях человеческой практики. В 1959 г. выходит в свет монография М. "Очерк психологии личности", в которой был поставлен вопрос о неповторимости и уникальности каждой личности и показаны источники их порождения. Была также разработана оригинальная концепция структуры личности.

В 1964 г. издается фундаментальный труд "Очерк теории темперамента". В нем на основе теоретико-экспериментальных исследований автора, его учеников и сотрудников была сформулирована оригинальная психологическая концепция темперамента. В конце 60 - начале 70 гг. М. возвращается к экспериментальному изучению проблеме личности. В эти годы издаются отдельные главы его книги "Проблемы экспериментальной психологии личности" (1968, 1970), учебное пособие "Лекции по психологии мотивов" (1971).

Центральным понятием, характеризующим личность, М. обозначил, вслед за В.М.Мясищевым, ее отношения. Целостность личности создается, по его мнению, благодаря тому, что одни и те же отношения личности приобретают разные функции, будучи рассмотренными как направленность, характер, способность или самосознание. Что же касается темперамента, он не может рассматриваться в структуре личности в силу иного, чем у других свойств личности, происхождения. В последующие годы это положение было усилено новыми аргументами. В частности, было показано, что между свойствами личности и темперамента существуют много-многозначные связи; они опосредуются различными промежуточными переменными, в частности, индивидуальным стилем деятельности. Это свидетельствует о том, что личность и темперамент относятся к разным уровням индивидуальности.

С 1975 г. начинается новый этап научной деятельности М., связанный с разработкой им и его сотрудниками оригинального направления, получившего название "интегральной индивидуальности". В этой теории успешно были реализованы принципы системности в сочетании с широкими междисциплинарными исследованиями человеческой индивидуальности. В ее рамках были разработаны также новый, системный вариант концепции индивидуального стиля деятельности, выдвинуты принципиальные положения и развернуты подтвержденные экспериментальными исследованиями представления об индивидуальном стиле общения.

В начало словаря