Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Мещеряков, Александр Иванович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мещеряков, Александр Иванович

Мещеряков, Александр Иванович (1923-1974)

Российский психолог, дефектолог.

Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1950) и аспирантуру Института психологии АПH СССР (1953). Ученик Лурия А.Г.Р. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССГ.Р. Доктор психологических наук (1971), профессог.р. Организовал (1960) и возглавил (1961) лабораторию изучения и воспитания слепоглухонемых детей. В 1963 г. благодаря усилиям М. был открыт Детский дом для слепоглухих детей в Загорске (г. Сергиев Посад).

В научных работах М. разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию Соколянского, исследовал проблему психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухонемого ребенка, доказывая, связь жестов собственно предметными действиями. Им было подробно проанализировано первоначальное обучение слепоглухонемого ребенка, которое строилось как совместная со взрослым деятельность по удовлетворению органических нужд ребенка при инициативной роли взрослого. Постепенно эта деятельность из совместной превращалась в совместно-разделенную. При этом самостоятельное достижение результата действия, связанного с удовлетворением насущных потребностей, становится главным подкреплением этого действия и источником удовольствия для ребенка.

В концепции М. совместная со взрослым деятельность является условием для формирования общения. Первым неспециальным средством общения между взрослым и слепоглухонемым ребенком становится начало практического действия, совершаемого взрослым. Являясь сигналом продолжения действия самим ребенком, оно уже обслуживает функцию общения. В дальнейшем реальные действия с предметами преобразуются в жесты его изображающие - так появляются специальные средства общения. По мере накопления жестов, обозначающих хорошо знакомые бытовые предметы, они заменяются тактильными словами.

Основные результаты деятельности М. были им изложены в его книге "Слепоглухонемые дети", 1974. М. и его сотрудниками были разработаны первые учебные материалы для обучения слепоглухонемых детей, организованы курсы по подготовке педагогов для работы с ними. В 70-е г.г. в лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей под руководством М. и при содействии факультета психологии МГУ был начат эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы, который был успешно реализован. За научные работы М. был удостоен Государственной премии (1980).

В начало словаря