Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Мухина, Валерия Сергеевна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мухина, Валерия Сергеевна

Мухина, Валерия Сергеевна (1935 г.р.)

Российский психолог.

Окончив биолого-химический ф-т МГПИ им. Ленина (1956), защищает кандидатскую(1965) и докторскую (1972) диссертации, работая на кафедре психологии МПГИ. С 1988 года заведует кафедрой психологии развития Московского государственного педагогического университета, одновременно являлась директором Института развития личности РАО (1992-1998). Действительный член Российской академии образования (1992).

М. является одним из ведущих специалистов в области возрастной психологии, психологии личности и этнической психологии. В ее работе "Близнецы" (1969) приводятся уникальные наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов от рождения до семи лет. Исследования, проведенные М., позволили выявить новые подходы к психическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, раскрывающие взаимосвязь двух противоречивых тенденций, определяющих этот процесс - зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями.

Формирование знаковой функции сознание, рефлексии детей явилось предметом исследования в работе М. "Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта"(1981).

В работах "Проблемы генезиса личности"(1985), "Лишенные родительского попечительства"(1991), "Возрастная психология" (1994) и других были выявлены механизмы развития личности, представленные в виде пары "идентификация-обособления", построена теория исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, согласно которой выделяется пять звеньев в структуре самосознания - 1)эмоционально-ценностное отношение к своему телу и имени, 2)притязание на признание, 3)половая идентификация, 4)психологическое время личности, 5)социальное пространство личности. Универсальность этой концепции была подтверждена экспериментальными данными, анализом продуктов изобразительной деятельности детей, в том числе детей с различными видами психологической депривации, а также результатами этнопсихологических исследований, проведенных под руководством М.

В начало словаря