Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Назаретян, Акоп Погосович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Назаретян, Акоп Погосович

Назаретян, Акоп Погосович (1948 г.р.)

Российский психолог и философ.

Окончил Московский государственный институт иностранных языков им. М.Тореза (1971). Доктор философских наук (1990), канд. психологических наук (1978), профессор (1996), зам. главного редактора журнала "Общественные науки и современность". С 1994 года - профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ и Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Область научных интересов: культурная антропология, психология в системе современного знания, историческая психология, политическая психология. В 70-х - начале 80-х г.г. в своих работах по изучению психологических аспектов искусственного интеллекта и психологии массового стихийного поведения (толпа, слухи), Н. исследовал особенности коммуникативного воздействия, в частности роль психосемиотики (теория смысловой информации, понимание текста) в построении семантического пространства индивидуальной картины мира. Им были выявлены кросс-культурные инварианты в иерархии функциональных потребностей, построена системно-целевая модель воли и защитных механизмов личности ("Основы социальной психологии и пропаганды",1982; "Кибернетика и интеграция наук", 1986).

В 90-е г.г. Н. начал изучение эволюционных предпосылок и филогенеза психики в контексте механизма творческих решений. С использованием специально адаптированных моделей синергетики исследованы предыстория и история культуры, морали, а также психологическая составляющая в механизме антропогенных кризисов ("Синтез знания и междисциплинарная концепция прогресса",1992; "Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры", 1995). На основе полученных данных Н. разрабатывает методологию междисциплинарного исследования субъективной реальности, Им выявлена общеисторическая зависимость между развитием инструментального и гуманитарного интеллекта - закон "техно-гуманитарного баланса": чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для выживания общества.

В начало словаря