Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Натадзе, Реваз Григорьевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Натадзе, Реваз Григорьевич

Натадзе, Реваз Григорьевич (1903-1984)

Российский, грузинский психолог.

Закончил философский факультет Тбилисского Государственного университета (1927). Работал под руководством Д.H. Узнадзе. В 1941-1961 гг. H. заведовал отделом генетической психологии Института психологии АH ГССР, с 1950 г., после смерти Узнадзе, становится заведующим кафедрой общей психологии в Тбилисском университете. Доктор психологических наук (1939), профессор (1940), академик АН ГССР, член-корреспондент АПН СССР, заслуженный деятель науки ГССР.

Область научных интересов Н. связана с проблемами общей психологии и психологии обучения. Исследование процесса формирования понятий у учащихся в возрастном диапазоне 7-17 лет, позволило выявить общепсихологические закономерности понятийного мышления и особенности его возрастных этапов. Для решения этой задачи Н. создал оригинальный метод формирования новых реальных понятий. Им установлено, что процесс обобщения понятий состоит в объединении отдельных признаков в обобщенном родовом понятии, обосновано принципиальное различие психологических процессов постижения общих и существенных признаков явлений, показано, что овладение существенными свойствами не означает овладения общими признаками (К онтогенезу формирования понятий. 1976).

Н. была экспериментально обоснована возможность выработки фиксированной установки без восприятия объектов или при восприятии противоположного содержания, опираясь исключительно на воображение; выделены факторы, определяющие способность осуществлять установочное воображение (в их числе - вчувствование в представляемое). С этих позиций Н. дает оригинальную трактовку процессов сценического перевоплощения, как представляющих собой способность вырабатывать установку на основе воображаемой сценической ситуации. (Воображение как фактор поведения. 1972).

Изучая факторы восприятия пространственного направления, Н. экспериментально доказывает ведущую роль в этом процессе не стороны тела (как было принято считать ранее), а руки. Рассмотрение психологических основ константности восприятия приводит его к выводу о том, что константность и аконстантность восприятия зависят от особенностей установки в восприятии одной и той же ситуации: фиксированная на нерасчлененную ситуацию установка на первых этапах до ее угасания обусловливает восприятие объектов аконстантно, несмотря на то, что объективно они представлены в расчлененной ситуации.

В начало словаря