Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Нечаев, Александp Петpович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Нечаев, Александp Петpович

Нечаев, Александp Петpович (1870-1948)

Российский психолог.

После окончания Санкт-Петербургского университета в 1898-1900 гг. стажировался у В. Вундта, Г.Э. Мюллера, Э. Меймана, А. Бине.

Н - один из организаторов отечественной психологической науки. В 1901 г. он организовал первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее Главного управления военно-учебных заведений, где проводились исследования особенностей психического развития детей дошкольного и школьного возрастов. Анализ работы этой лаборатории позволил Н. разработать принципы проведения лабораторного эксперимента для детей.

Для подготовки специалистов высокой квалификации и совершенствования психолого-педагогической подготовки работающих учителей Н., вместе с другими учеными Петербурга, в 1907 г. организовал Педагогическую Академию. Н., также как В.М. Бехтерев и Н.П.Румянцев является одним из основоположников педологии и детской экспериментальной психологии в России. Осенью 1904 года в Петербурге под руководством Н. открылись первые педологические курсы. Для более широкого распространения педологических знаний Н. и Н.П. Румянцев начали выпуск серии книг по педагогической психологии и педологии. Он был и инициатором и одним из редакторов журналов по детской психологии - "Вестник воспитания", "Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии", "Педагогические известия". Активное участие принимал Н. и в организации первых психологических съездов, проходивших с 1906 по 1916 годы и посвященных вопросам педагогической и экспериментальной психологии.

Одна из центральных проблем, поставленных Н., касается формирования личности в процессе обучения и воспитания. В своих работах "Очеpк психологии для воспитателей и учителей" (1903-1908); "Cовpеменная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения" (1901, 1908-1912) он писал о том, что формирование личности ценной в нравственном плане означает достижение "гармонически объединенных интересов" и стремления к самосовершенствованию. Решающую роль в психическом развитии ребенка H. отводил среде и, прежде всего, воспитанию, указывая при этом на необходимость соединения семейного и школьного воспитания.

Необходимым условием успешности обучения Н. считал активное внимание. Как показали его исследования, активизации внимания не может быть без учета интересов школьников, соответствующей установки и отношения к воспринимаемому. При экспериментальном исследовании интересов и памяти детей им были выявлены значительные индивидуальные различия у детей одного возраста и одной нации (Hаблюдение над развитием интересов и памяти в школьном возрасте. 1901). Изучение мнемических процессов показало и наличие смешанных видов памяти. Это доказывало, по мнению Н., что прочное запоминание, свободное оперирование материалом предполагает включение в активную деятельность всех анализаторов. Он рассмотрел и некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя (Память человека и ее воспитание. 1929; Память. Как ее сохранить и улучшить. 1926).

В своих работах Н. также одним из первых в отечественной психологии он начал изучать проблему умственного утомления и организации умственного труда учеников. Им разрабатывались условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, он также психологически обосновал составление расписания школьных занятий.

В начало словаря