Приглашаем посетить сайт
Обухова, Людмила Филипповна
Обухова, Людмила Филипповна (1938 г.р.)
Российский психолог. Окончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1960). Сотрудник МГУ с 1960 г, доцент кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ (с 1974 г.), доктор психологических наук (с 1996). Одновременно заведующая кафедрой возрастной психологии МГППИ (с 1998).
Область научных интересов О.: возрастная психология, проблемы психического развития ребенка в условиях сенсорных дефектов. Принимала участие в многолетней работе со слепоглухими студентами факультета психологии МГУ.
В своих книгах "Этапы развития детского мышления" (1972), "Концепция Ж. Пиаже: за и против" (1981) О. доказывает, что применение метода планомерного формирования умственных действий П.Я.Гальперина к анализу характерных особенностей детского мышления (феноменов Ж.Пиаже) выявляет новые возможности в интеллектуальном развитии детей, раскрывая новые грани в проблеме взаимосвязи обучения и развития в детском возрасте.
В своей работе "Детская психология: теории, факты, проблемы" (1995) и докторской диссертации "Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке" О. очерчивает контур детской психологии, как системы возможных интерпретаций психических явлений на основе генетико-моделирующего их осмысления, включения этих явлений в контекст развивающегося бытия и психики ребенка. Установлены два магистральных пути развития детской психологии, каждый из которых реализует одну из существующих парадигм исследования. В работе концептуально обобщены сущностные характеристики теорий психического развития ребенка в рамках культурно-исторической и естественно - научной парадигм. Сравнительный анализ теорий детского развития позволил вскрыть их преемственность и установить логику процесса формирования научного знания о движущих силах детского развития.