Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Овсянико-Куликовский, Дмитрий Николаевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Овсянико-Куликовский, Дмитрий Николаевич

Овсянико-Куликовский, Дмитрий Николаевич (1853-1920)

Российский психолог.

О-К. является одним из ведущих представителей теории психологизма в России и основателем школы, получившей название "психологии творчества". Развивая данную теорию он стремился преодолеть некоторую ограниченность современной ему психологии, которая часто рассматривала человека как бессловесное животное, не замечая или не исследуя влияния речи на психику.

О-К. пытался объяснить процесс художественного творчества, исследуя механизм его появления из глубин индивидуальных переживаний, понимая это возникновение как самопорождение, саморазвитие духа. С его точки зрения творчество может быть продуктом только личной, а не коллективной деятельности. Он считал науку, искусство, религию разновидностями "отвердевшего" индивидуального духа, поэтому он доказывал, что для их понимания надо подняться к истокам этой творческой деятельности, которая всегда индивидуальна.

Для исследования этой индивидуальной психической деятельности он применяет закон сохранения энергии, называя его законом сохранения, экономии умственных сил, а также вводит в психологии творчества идеи эксперимента и наблюдения, разделяя творцов на субъективных наблюдателей и объективных экспериментаторов.

Он доказывал, что жизнь духа - это работа мысли, чувства и воли, подчеркивая при этом, что человеческая мысль работает двояко - тратя и сберегая психическую энергию. С его точки зрения, сберегают энергию те процессы, которые происходят в бессознательном плане, так как эта работа происходит автоматически и не приковывает к себе внимания. Он акцентирует именно проблему внимания, так как, по его мнению, симптом и мерило траты энергии - внимание и утомление, которое испытывает от напряженного внимания человек.

Идея Овсянико-Куликовского состоит не только в применении энергетического принципа к мышлению, но и в обосновании роли языка, слова в этом процессе. Он считал, что язык как раз помогает экономить психическую энергию в процессе мышления, так как при помощи слова общее суждение, появляясь и действуя почти автоматически, быстро и хорошо упорядочивает множество фактов и тем самым освобождает или сберегает определенное количество энергии. Так овладение грамматикой в детском возрасте требует определенных усилий и затраты энергии в детстве, но затем экономит гораздо больше энергии у взрослого, сберегая его силы при разговоре и мышлении. Именно в этом, то есть в смене процессов траты и сохранения энергии и состоит психическое развитие с его точки зрения.

Развитие речи не только сберегает впоследствии энергию, но и пробуждает самосознание, рефлексию человека. Таким образом, задача образования, как справедливо отмечает О-К., состоит не в том, чтобы наполнить голову ребенка каким-то материалом, а в том, чтобы, упражняя рефлексию, воспитать самосознание и выработать критическую силу мысли. Появляющаяся у взрослого бессознательная логическая мысль, сберегающая его силы, возникла за счет того, что когда-то было затрачено на овладение грамматикой, таким образом, грамматика впоследствии сберегает силы для логики, считает он. Как это свойственно практически любым отечественным психологам, О-К. стремился не только исследовать роль речи в мышлении, но и показать его влияние на развитие нравственности. Он писал, что "научно-философская даль, раскрывающаяся перед человеком в процессе познания, психологически связана и с другой бесконечностью - нравственной".

Ставя вопрос о взаимосвязи творчества и нравственности в структуре личности О-К. выделяет в субъекте постоянное, неустанное активное начало, которое и реализуется, проявляется в творчестве. В объекте же он видит ту же самую деятельность, но уже кристаллизовавшуюся, застывшую в своем результате. Исходя из такого взгляда естественно, что главным объектом его анализа является не содержание, но форма художественного произведения.

Продолжая и развивая мысли Потебни о природе художественного творчества, О-К. писал, что художественная деятельность мотивируется не извне, а изнутри, являясь порождением духовной потребности, потребности в самовыражении. Таким образом, художественное творчество является сочетанием двух условий - наличием потребности выразить себя, свою мысль или настроение, и созданием соответствующего данному настроению или мысли выражения. Ценность художественного произведения измеряется в этой теории не пользой, которое оно приносит (как это считалось в 60-80-е годы в народнической литературе), но гибкостью его формы, ее способностью вызвать соответствующие эмоциональные состояния у читателей и зрителей. Важность этой мысли для Овсянико-Куликовского связана с тем, что процесс творчества происходит не только при создании, но и при восприятии художественного произведения, так как при его понимании мы как бы воспроизводим путь его создания, переживая то же состояние творчества, что и художник. Поэтому он говорил, что искусство - это умственная творческая деятельность, направленная на постижение и развитие человечности и обладающая особыми стимулами- возбудителями творчества, которыми служат художественные образы и лирическое чувство. Для того чтобы понять произведение, то есть воспроизвести путь его создания, подчеркивал он, нужен определенный опыт жизни и уровень умственного развития.

На основе психологии поэтического творчества О-К. пытался вывести и некоторые закономерности развития национальной, этнической поэзии. Он говорил, что древняя поэзия была синкретична, то есть объединяла в себе разные формы - танцы, песни, стихи, и лишь со времени эти виды искусства постепенно разделялись, образуя самостоятельный вид творчества. Он также подчеркивал, что без личности, также как и без национальности, поэзия не может развиваться, она всегда несет на себе отпечаток и того, и другого, то есть художественное произведение всегда и национально и индивидуально.

Таким образом, психология творчества Овсянико-Куликовского поднимала важнейшие для отечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного начала в человеке, проявлениями которого являются нравственность и творчество.

В начало словаря