Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Осипов, Виктор Петрович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Осипов, Виктор Петрович

Осипов, Виктор Петрович (1881-1947)

Российский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог. Закончил Военно-Медицинскую Академию в Санкт-Петербурге (1895), ученик В.М. Бехтерева, профессор кафедры психиатрии ВМА (с 1915 г.) и директор Государственного института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева (с 1929 г.). Член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1939г.), действительный член Академии медицинских наук СССР (с 1944г.), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1939), генерал-лейтенат медицинской службы.

О. развивал идеи Бехтерева о необходимости объединения в единую комплексную систему биологических и социолого-психологических наук, общим предметом которых является человек. Организационно эта задача была реализована в деятельности руководимого им Института мозга им. В.М. Бехтерева. В работах О. исследовались проблемы клиники психиатрии, невропатологии, психологии, морфологии, физиологии нервной системы. Он осуществлял патофизиологический и патопсихологический анализ различных душевных болезней (шизофрении, кататонии, маниакально-депрессивного психоза, прогрессивного паралича), подготовил первое в СССР руководство по психиатрии, а также ряд фундаментальных работ по военной психиатрии. Им были проанализированы разные виды чувствительности (волосковой, тактильной, болевой) и их нарушения; прослежены закономерности взаимодействия ощущений и представлений в их зависимости от практической деятельности. Поведение и активность личности, ее познавательная сфера изучались на разных этапах возрастного развития, в трудовой деятельности, в норме и в патологии. Психология, определяемая как наука о нормальной психической деятельности личности в ее многообразных отношениях с окружающей действительностью выступала для О. основой его патофизиологических и патопсихологических исследований. С другой стороны, обосновывалась несостоятельность психологических теорий для изучения шизофрении, так как только психологическими построениями нельзя объяснить особенности психики и поведения больного: исследование психических явлений у душевнобольных должно заключаться в одновременном исследовании и сопоставлении их психопатологического состояния и патофизиологических особенностей. В работах О. подробно рассмотрен вопрос о норме и патологии психической деятельности, разработано учение о пограничных состояниях, широко применявшееся в практике экспертизы, профотбора, профконсультации. Предметом серьезного внимания являлись эмоционально-аффективные состояния и их расстройства, наблюдаемые при различных психических заболеваниях (в частности, при маниакально-депресссивном психозе), исследовалось влияние эмоционально-волевых расстройств на мыслительные операции, память, внимание, работоспособность. По аналогии с безусловными и условными рефлексами И.П.Павлова выделены безусловно и условно эмоциональные и аффективные реакции по особенностям их физиологического развития. Взамен существовавшего описательного представления об эмоциях О. дал схему возникновения, развития и течения эмоциональных и аффективных процессов.

В начало словаря