Приглашаем посетить сайт
Бардин, Кирилл Васильевич
Бардин, Кирилл Васильевич (1929-1995)
Российский психолог, доктор психологических наук (1976). Закончив отделение психологии философского факультета МГУ (1954), начал свою научную деятельность в Институте психологии АПН СССР под руководством П.А.Шеварева. С 1972 года работал в Институте психологии АН СССР, в последние годы являлся главным научным сотрудником института. Известный специалист в области психофизики, общей и педагогической психологии.
Первые экспериментальные исследования Б. посвящены формированию учебной деятельности. Развивая теоретические идеи С.В.Кравкова и А.В.Запорожца о влиянии произвольной регуляции сенсорной деятельности на ее результаты, Б. изучал онтогенез цветового зрения в период школьного детства и выявил способы сенсорной деятельности человека и их влияние на пороговые показатели, призванные измерять чистую чувствительность.
Имя Б. связано с возрождением в отечественной науке психофизики и ее развитием на современном уровне. Им написана первая на русском языке монография по проблемам и методам психофизики (1976), разработана и экспериментально обоснована зонная теория пороговой области (одновременно с М.Б.Михалевской).
Б. обнаружил феномен повышения чувствительности в результате извлечения наблюдателем из сенсорной информации о простом сигнале признаков других модальностей и построения его целостного предметного образа. На этой основе им была разработана концепция переорганизации сенсорного пространства. Им был обобщен материал теоретико-экспериментальных исследований, накопленных в отечественной психофизике в 70-е-80-е гг. и выявивший влияние собственной активности человека в сенсорных измерениях на получаемые результаты. Это оказалось возможным на основе использования категории субъекта в силу ее системного характера - интеграции в себе многообразных форм психической активности. Тем самым Б. объединил перечисленные выше линии отечественных исследований и обосновал крупное научное направление: субъектную психофизику (Начала субъектной психофизики совместно с Ю.Индлиным. 1993). Данный подход получил развитие в работах последователей Б. и явился теоретически и практически значимым вкладом отечественной психофизики в мировую науку. Экспериментальные материалы субъектной психофизики послужили одним из оснований для последующей разработки субъектного подхода в психологии.
Б. - автор ряда популярных книг: "Как научить детей учиться?", "Если ваш ребенок не хочет учиться".