Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Павлов, Иван Петрович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Павлов, Иван Петрович

Павлов, Иван Петрович (1849-1936)

Известный русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности (поведении) живых существ, коренным образом преобразовавшего физиологию и психологию и обогатившего медицину, педагогику и другие науки о человеке.

Павлов исходил из принципа эволюционно-биологического объяснения функций организма, как целостной системы, главным регулятором деятельности которой является нервная система (принцип "нервизма"). Начав с изучения кровообращения и пищеварения, П. перешел к исследованию поведения целостного организма, механизмов его адаптации к окружающей среде и факторов, которые определяют приобретение им новых форм, адекватных задачам адаптации. Отклонив традиционные представления о том, что эти процессы определяются внетелесным началом (сознанием, душой), П. на огромном экспериментальном материале доказал, что основным актом поведения является условный рефлекс (термин введен П.), реализуемый высшими нервными центрами (корой больших полушарий головного мозга и ближайшей пордкоркой). Были всесторонне изучены закономерности динамики нервных процессов (торможения, иррадиации, концентрации и др.), которая обуславливает внешние проявления поведения.

Наряду с условными рефлексами, были выделены другие категории рефлексов (ориентировочный рефлекс, рефлекс цели, рефлекс свободы), объясняющие биологическое своеобразие жизнедеятельности. Органы чувств П. трактовал как анализаторы, видя в них целостные "приборы" (включающие наряду с периферийными блоками, центральные локализованные в коре больших полушарий). Следуя Сеченову, П .взаимодействие организма со средой мыслил не по типу механической детерминации, а как регулируемое внешними агентами, выполняющими роль сигналов. Они позволяют организму различать свойства внешних объектов и благодаря этому эффективно действовать в изменчивых и непредсказуемых условиях среды, предвосхищая течение будущих событий. Сигналы носят системный характер, причем они образуют две системы: сенсорную (в психологическом плане ей соответствуют чувственные образы-ощущения, представления) и вербальную (ей соответствуют слова, устные и письменные знаки человеческой речи). Благодаря вторым сигналам, в результате анализа и синтеза чувственных образов, возникают обобщенные умственные образы (или понятия). Этим определяется качественное различие между поведением животных, поскольку оно регулируется только нервной сигнальной системой и человека, у которого обе системы связаны и лишь в случае патологии наблюдается разрыв между ними. Имея биологическую основу, условный рефлекс образуется на основе врожденного, безусловного (определенной потребности, например, в пище, в защите от вредных воздействий и др.). Если сигнал ведет к успеху ( подкрепляется) между ним и ответным действием организма образуется связь, которая при повторении становится все более прочной. Тем не менее, она является временной и если в дальнейшем не подкрепляется, то благодаря нервному процессу торможения, гаснет. Организм постоянно учится различать сигналы (процесс дифференцировки). Знание этих процессов позволяет причинно объяснять, предсказывать и модифицировать поведение. Тем самым были доказаны преимущества детерминистского и объективного подхода в противовес концепциям, исходящим из субъективного метода анализа сознания.

П. и его школа всесторонне изучили динамику образования и изменения условных рефлексов, открыв механизмы многих нервно-психических проявлений, в том числе-неврозов. П., вопреки утверждениям его критиков будто он представляет организм чисто механическим устройством, автоматически реагирующим на внешние импульсы, твердо отстаивал идею об объективном характере поведения. Условный рефлекс предполагает деятельность головного мозга по анализу и синтезу раздражителей, ее неотделимость от внутренних побуждений (потребностей) организма.

П. изучал и другие рефлексы, в частности ориентировочный или, как он его называл рефлекс "Что такое?" Организм как бы непрерывно задает этот вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации, в которой он оказался и наилучшим образом "вычислить" то, что представляет для него наибольшую ценность.

П. разработал учение о различных типах высшей нервной деятельности (темпераментах), о динамическом стереотипе как устойчивом комплексе реакций и др.

Отношение П. к психологии изменялось в различные периоды творчества. Ряд лет он считал, что областью психологии является внутренний мир сознания субъекта, и на этом основании запрещал сотрудникам применять психологические понятия, чтобы не отступать от строго объективного объяснения наблюдаемых фактов (и даже штрафовал за это). В итоговых же работах он исходил из того, что условный рефлекс следует считать столько же физиологическим, сколько психологическим явлением. Физиологическое понятие о временной связи он отождествлял с психологическим понятием об ассоциации.

В научном сообществе учение П. было повсеместно оценено как революция в психологии, как построение основы всех наук о поведении. Учение П. имеет важное мировоззренческое и методологическое значение, выраженное в утверждении объективного и причинного метода исследования сложнейших жизненных процессов и доказательстве целостности организма как системы, внешние и внутренние проявления деятельности которой нераздельны.

В годы сталинского тоталитаризма П. мужественно и последовательно выступал против идеологических репрессий, отстаивая право личности на свободу и независимость от партийно-государственного диктата. П. создал крупнейшую международную научную школу (ее прошло свыше 300 исследователей). Ему было присвоено учеными единственное звание "старейшины физиологов мира".

В начало словаря