Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Петражицкий, Лев Иосифович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Петражицкий, Лев Иосифович

Петражицкий, Лев Иосифович (1867-1931)

Русский юрист, психолог и философ. Зав. кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете (1898), депутат 1 Государственной думы. В 1918 году эмигрировал в Польшу, став профессором и зав. Кафедрой философии Варшавского университета.

Развивая теорию психологизма, П. связывал психологию с юриспруденцией в своих работах, посвященных развитию нравственных и правовых чувств: "Введение в психологию права и нравственности. Основы эмоциональной психологии" (1908), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1909), "Новое учение о праве и нравственности" (1910). П. доказывал, что право есть психический фактор общественной жизни и потому оно действует изнутри, через психику, а не извне, через давление общества. Таким образом, право (как и наука и искусство) существует только в переживаниях отдельных людей и является кристализованной формой индивидуально-психической деятельности. Действие права состоит, доказывал ученый, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям и во-вторых в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера и искоренении других, то есть в воспитании народной психики. Первое действие он называл мотивационным или импульсивным действием права, а второе его педагогическим действием. Таким образом, П. пересмотрел современные ему взгляды на проблему и предмет права, переводя его во внутренний план и исследуя прежде всего способы формирования правовой или нравственной мотивации.

Говоря о недостатках современной ему психологии, П. доказывал необходимость построения новой психологии эмоций, причем на первый план выдвигал исследование проблемы мотивов. Создание научной теории мотивации поведения, подчеркивал П., есть необходимое условие для научного построения не только права, но и множества дисциплин, которые имеют дело с человеческим индивидуальным и массовым поведением, с социальными явлениями, их историей и другими подобными дисциплинами.

П. высказывал гипотезу, что все внутренние переживания, которые имеют двойную пассивно-активную природу, следует, для целей построения научной психологии, объединить в один класс психических феноменов, противопоставляя их известным ранее односторонним элементам, имеющим одностороне-пассивную природу (сюда он относит познание и чувства) или односторонне-активную природу-сюда он относит волю. Этот новый класс психических явлений он предлагает назвать эмоциями. Связывая психику с биологическими и механическими законами, (прежде всего с законом сохранения энергии), П. писал, что эмоции представляют собой по своей двойственной, раздражительно-моторной природе, коррелят двойственной, центростремительно-центробежной анатомической структуры нервной системы, являясь прототипом психической жизни вообще, с ее двойственным, пассивно-активных характером.

Связывая развитие эмоций с формированием нравственного и правового самосознания индивида, П. доказывал, что существуют специальные интеллектуально-эмоциональные образования, которые являются ассоциациями между определенными представлениями и эмоциями долга и которые он называет представлениями нормативных фактов.Содержанием таких представлений являются позитивные нормы общества. Этические же убеждения, в которых нет таких дополнительных ассоциаций с нормаивными фактами, П. называет интуитивными или автономными, как бы показывая, что первые имеют связь с общественными нормами и требованиями, а вторые вырабатываеются самим индивидом, автономно, без дополнительного влияния общества. Кроме моральных норм существуют еще и нормы права, которые ученый называет аттрибутивными, обязательно-притязательными нормами и которые отличаются от нравственных норм именно своей обязательностью, а не добровольностью исполнения. Он считал, что между чисто императивными этическими явлениями (моралью) и императивно-аттрибутивною их ветвью (правом) существуют два важных с точки зрения их влияния на поведение, различия. Этической психике, морали чужда активная мотивация, свойственная праву, а атрибутивный характер правосознания сообщает пассивной этической мотивации особую силу, так что эта мотивация решительнее и надежнее, нежели чисто моральная. При этом П. доказывал, что переход от моральных, необязательных, к правовым обязательным эмоциям является шагом вперед по пути социального прогресса, так как то социально-разумное и желательное поведение, которое вначале соблюдалось лишь более выдающимися в этическом плане людьми, превращается в общее и правильное социальное явление. Он также доказывал, что колебания уровня правового сознания, его высокий или низкий уровень у народа, не является какой-то врожденной особенностью национального духа, а отражает влияние культуры и социального окружения, показывая подъем или упадок правового сознания народа в тот или иной исторический момент.

Таким образом, он делает вывод о том, что без знания и принятия во внимание императивно-аттрибутивной правовой психики и ее моторного действия нет и не может быть понимания человеческой жизни, индивидуального и массового поведения, психических пружин и причин экономических и иных общественных процессов и их истории. Говоря о формировании социально активной и нравственной личности, П. подчеркивал, что отсутствие развитого правового сознания связано с отсутствием личной свободы, поэтому необходимо как можно раньше развивать как личностное самосознание детей, так и правовые аттрибутивные эмоции. Такой подход дал ему возможность прийти к важному положению своей теории-обоснованию роли мотивов и эмоций в процессе социализации человека, в процессе усвоения им нравственных и правовых норм.

В начало словаря