Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Платонов, Константин Константинович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Платонов, Константин Константинович

Платонов, Константин Константинович (1906-1984)

Российский психолог, вpач. Родился в семье потомственных врачей. П. окончил Хаpьковский медицинский институт и биологический факультет Хаpьковского института народного образования (1929), доктор медицинских и доктор психологических наук, профессор (1954).

Научная деятельность П. началась в 20-е гг.: он работает в Харьковском институте распространения естествознания, затем в Украинском психоневрологическом институте; проводит в эти годы свои первые исследования, издает первую книгу. В 30-е гг. П. включается в психотехническое движение, создает и возглавляет комплексные психотехнические лаборатории на Горьковском автомобильном и Челябинском тракторном заводах, разрабатывая пути и приемы повышения производительности труда рабочих, проводя психологический анализ профессий.

С середины 30-х гг. П. начинает заниматься психологическими исследованиями в области авиации, посвятив этому более 20 лет (1935-1959). Им впервые был создан самолет-лаборатория для исследования летных навыков, совместно с Л.М.Шваpцем подготовлено одно из первых учебных пособий по психологии летной деятельности (Очеpки психологии для летчиков. 1948). Им и под его редакцией подготовлен ряд трудов и учебных пособий по авиационной психологии (Психология летного труда. 1960; Авиационная психология. 1963). В послевоенные годы сферой его исследования становятся: психология труда психология личности, социальная психология. С 1960 г. П.- сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, затем-Института психологии АН СССР (1972-1984).

В это время в его работах значительное внимание уделяется рассмотрению методолого-теоретических оснований психологии, обоснованию и утверждению отражательной природы психики, ее активного формирования в деятельности, личностного опосредования психических явлений. С этих позиций им строится и исследуется вся система психологической науки (Система психологии и теория отражения. 1982).

Исследуя концептуальную структуру и язык психологии, П. выделял категории 2-х уровней: общепсихологические (психическое отражение, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики) и частные, логическое соподчинение которых выступает, согласно П., основанием их систематизации. Исходной категорией он определял категорию "взаимодействие", через которую объединяются в единое целое теория отражения и системный подход. С позиции стpуктуpно-генетического подхода разрабатывается П. проблема личности, включающая рассмотрение как ее структуры, так и взаимодействия разных ее компонентов в процессе развития. Методическим средством целостного описания личности в соответствии с концепцией динамической функциональной структуры личности стала разработанная П. карта личности, заполняемая по методу обобщения независимых характеристик. Исследования личности в учении П. органически связаны с разработкой проблем коллектива. Коллектив определяется им как группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества, то есть акцентирован деятельностный и содержательно-ценностной аспект группового взаимодействия.

Важным аспектом научной деятельности П. являлись его исследования в области истории развития отечественной психологии (истории авиационной психологии, психологии труда, психологии личности).

В начало словаря