Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Потебня, Александр Афанасьевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Потебня, Александр Афанасьевич

Потебня, Александр Афанасьевич (1835-1891)

Российский, украинский филолог и психолог.

Создал новаторскую концепцию развития мысли, основанную на принципе внутренней связи этой мысли с историей языка, как органа народного творчества ("Мысль и язык", 1862). При этом в противовес индивидуалистической трактовке языковых форм, сводящих их к динамике процессов в сознании отдельного субъекта с одной стороны и выведения их из рационально-логических правил организации знания с другой, доказывал, что язык и его внутреннее строение (определяющее умственную работу индивида) имеет свои уникальные объективные законы. Под их действием формируются психические процессы, которые в конечном счете являются "произведением народа как одного мыслителя-единого философа". Сознание зарождается с языком на определенной ступени развития психики. Досознательному уровню психической жизни собственно чувственное познание, преобразуемое и приобретающее качественно новое строение благодаря вовлеченности его субъекта в речевое общение. Причем слово только в устах другого может стать понятным для говорящего.

На фактах истории языка П. доказывал, что врожденных категорий времени, пространства, причины и других люди не имеют, что они рождаются только со способностью чувственного восприятия и оформляются при овладении словом. Используя издавна применяемое в психологии понятие об апперцепции он трансформировал его, выдвинув положение об "апперцепции в слове". Тем самым акт сознания субъекта выступал в качестве производного от языковой структуры, которая объективна и не зависит от индивидуальных свойств личности и понимание которой обусловлено принадлежностью к одному и тому же народу.

Психология, согласно взглядам П., призвана стать генетической наукой с тем, чтобы исследовать "историю возникновения душевных явлений в пределах личной, племенной, народной жизни". Орудием построения ее предмета служит язык, который есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее, не отражение сложившегося миросозерцания, а составляющая его деятельности. Из этого в качестве ключевой для психологии выступает задача показать на деле участие слова в образовании последовательного ряда систем, обнимающих отношение личности к природе. Проводя аналогию между развитием сознания в филогенезе и в онтогенезе, П. полагал, что язык потому есть условие прогресса народов, почему он орган мысли отдельного лица. Исходя из этого он считал, что законы языка требуют создания нового отдела в психологии, содержанием которого должно быть исследование отношений личного развития к народному. Он широко использовал данные о психологии ребенка в качестве примеров в пользу своих общетеоретических положений о роли слова в построении понятия о предмете, в решении вопроса о корнях слов, в полемике о наследственности их внутренней формы. Причем зависимость индивидуальной психики от надиндивидуальных творений народа вовсе не означает в понимании П. их пассивного восприятия.

Он неизменно отстаивал принцип активного отношения отдельных лиц к действительности, настаивал на том, что во всех случаях их жизнь следует трактовать как самодеятельность, ставя в центр объяснения отношений между мыслью и языком творческое начало в жизни личности. П. стимулировал появление ориентированной на его идеи научной школы, поставившей задачу разработки проблем теории и психологии творчества и издававшей специальный журнал, посвященный этой проблематике.

Идеи П. имели основополагающее значение для развития культурно-исторического направления в русской психологии.

В начало словаря