Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Рубинштейн, Сергей Леонидович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Рубинштейн, Сергей Леонидович

Рубинштейн, Сергей Леонидович (1899-1960)

Российский психолог и философ. В 1913 г. закончил философский факультет Маpбуpгского унивеpситета.В 1930 году был приглашен в Ленинград для заведования кафедрой психологии в Педагогическом институте им. Герцена, и с этого времени начинается его профессиональная деятельность в психологии.

Первоначально он сосредоточивается на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей, позволяющих переосмыслить общую ситуацию в мировой психологии, испытывающей острый кризис. Этот кризис, как он полагал, в конечном счете определилп приверженность большинства психологов-эксперименталистов, той концепции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область открытия только переживаний субъекта, способного к рефлексии, как самоотчету о своих, никому кроме него самого неведомых, состояниях внутреннего мира. В противовес этому он выдвигает в качестве главного объяснительного принципа принцип единства сознания и деятельности (работа "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934).

Уже в рукописях 1910-1920-х гг. и в статье "Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)", вышедшей в 1922 г. Р. выдвигает принцип субъекта и его деятельности: субъект в своих деяниях не только проявляется, но и созидается и определяется. С этих же позиций дается понимание деятельности: 1)как деятельности субъекта (точнее, субъектов, осуществляющих совместную деятельность); 2) деятельности как взаимодействия субъекта с объектом, что опpеделяет ее пpедметность; 3)творческой и 4) самостоятельной по своему хаpактеpу.

В этом контексте учение pассматривается не как механическое воспpиятие учеником готовых результатов познания, полученных от учителя, а как "совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит". Действие -это "единица" деятельности. Практическое действие-первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения (не в бихевиористском смысле), когда в ней главным является отношение к моральным нормам. "Единица" поведения-поступок. Тем самым сознание выводилось за пределы замкнутого круга переживаний личности и включалось в контекст жизненных связей этой личности с объективным миром, причем основу этих связей образует деятельность, посредством которой, изменяя мир, человек изменяется сам. Соответственно предлагается и новый продуктивный метод психологического познания, обозначенный как "единство воздействия и изучения". Психология раскрывает свои тайны не в созерцании феноменов, открытых прямому внутреннему или внешнему наблюдению, а в процессе преобразования исследуемых объектов посредством практических действий (включая практику исследовательского труда).

Став во главе кафедры психологии, Р. проявил себя как блестящий организатор, установивший тесные контакты с деятелями гуманитарных и естественных наук. Руководимая им кафедра становится крупнейшим в стране исследовательским центром, где изучение коренных методологических проблем психологической науки эффективно сочеталось с широким кругом конкретных экспериментальных проблем психологии когнитивных процессов (ощущения и восприятия, памяти, речи и мышления). Вся эта работа шла в условиях педагогического института, удачно обеспечивая связь научного труда с процессом обучения. В обобщающем труде "Основы общей психологии" (1940) он изложил систему психологических знаний. Труд был удостоин Сталинской премии (1942).

В период Великой Отечественной войны Р. проявил высокое гражданское мужество, возглавив в тяжелейших условиях Ленинградской блокады работу коллектива Пединститута и его последующую эвакуацию. Отозванный в Москву он назначается директором Московского института психологии. В Москве же он организует два крупных научно-исследовательских центра: кафедру психологии в Московском университете и сектор психологии в Институте философии Академии наук СССР. Впервые психология стала дисциплиной, представленной под руководством Р. в высшем научном учреждении страны, где успешно развернулись как теоретические, так и эмпирические работы в различных отраслях психологической науки.

Созданная Р. и его учениками теория мышления стала методологической основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в ходе деятельноси т.д.), способствовала обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода, называемого в настоящее вpемя, обучающим, формирующим экспериментом ("изучать ребенка, обучая его"). Обобщая эти исследования, Р. с конца 40-х гг. разрабатывает свой оригинальный общефилософский принцип детерминизма. Анализу теории детерминации психических явлений, Р. уделял. особое внимание. Возражая против механических взглядов, он выдвинул формулу, согласно которой внешние причины воздействуют на объект посредством внутренних условий. Успешная деятельность руководимых Р. исследовательских центров была прервана и дезорганизована по идеологическим мотивам в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", компанией, организованной с целью противопоставления советских ученых ученым Запада, которым инкриминировалась подрывная деятельность против социалистического государства. Ряд ученных, обвиненных в космополитизме (в том числе Р.) и в том, что они являются "агентами империализма" были уволены с работы.

Не теряя мужества, Р. продолжал достойно работать, развивая новые философско-психологические идеи в книгах "Бытие и сознание" (1957), "Принципы и пути развития психологии " (1959). На основе принципа детерминизма в тpуде "Бытие и сознание" (1957) Р. первым из советских ученых разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, субъективного и объективного, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т.д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, показал неправомерность сведения бытия к материи. Его идеи обогатили теории эмоций, памяти, восприятия, речи и др. В последние годы жизни Р. Создал оригинальную философскую концепцию человека. Эта завершающая работа Р., тесно сомкнувшая изучение психологии личности с проблемой ее бытия в мире и нравственной природой человеческой жизни осталась не завершенной и была опубликована под названием "Человек и мир" в 1973 году.

Идеи Р. прочно вошли в методологический фонд отечественной психологии.

В начало словаря