Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Сеченов, Иван Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сеченов, Иван Михайлович

Сеченов, Иван Михайлович (1829-1905)

Российский естествоиспытатель, основоположник объективной психологии, исследователь проблем теории познания и методологии науки, создатель физиологической школы, один из идеологов освободительного движения в России. Почетный член петербургской академии наук (1904), член-корреспондент (1869).

Опираясь на "антропологический принцип", трактующий человека как целостное телесно-духовное существо, С. создал учение о поведении, как рефлекторном по природе активном взаимодействии организма с внешней средой. При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая модель, важнейшим блоком которой выступило открытое С. центральное торможение ("задерживающее" влияние центров головного мозга на двигательную активность организма). Это позволило разработать систему новаторских воззрений на высшие психические процессы-сознание и волю (Рефлексы головного мозга, 1863).

Центральное торможение объясняло способность человека противостоять внешним влияниям, а не механически на них реагировать, притом во имя высших нравственных принципов. Используя понятие об этом нервном механизме С. выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке двигательного ответа, действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение использовалось С. также с целью объяснить социальный генезис человеческого "Я". Оно заключало в себе идею интериоризации (трансформации внешнего действия или отношения во внутреннее).

В работах С. предвосхищалось понятие об обратной связи как факторе саморегуляции поведения и системной организации нервно-психической деятельности. Революцией в психологии стал план С.построения этой науки на основе объективного метода. Этот план противостоял выдвинутым в странах Запада взглядам на эту дисциплину как отличную от других тем, что ее предметом служит сознание субъекта, познаваемое благодаря внутреннему наблюдению за собственными психическими явлениями (интроспекция). Этот план С. изложил в трактате "Кому и как разрабатывать психологию" (1873) в полемике с защитником субъективного метода К.Д.Кавелиным. Эта полемика получила резонанс в широких общественных кругах (на нее откликнулись, в частности, Л.Н. Толстой и Ф.М.Достоевский), причем, как признал противник С. Г.И.Челпанов, общественное мнение стало на сторону С.

С. существенно преобразовал представления об органах чувств и мышечной системе, выдвинув принцип "согласования движения с чувствованием". Применительно к чувствованию он признал за ним функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней среды и, тем самым, обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное чувство, в свою очередь трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней реальности, о ее пространственно-временных параметрах, знание которых является "прямым, идущим в корень". С этих позиций С. подверг критике учение Канта об априорности восприятия пространства и времени. Функция мышечной системы считалась также состоящей в том, что будучи органом познания, она производит операции анализа и синтеза, которые служат основанием для всех уровней умственной деятельности, начиная от элементарных и до самых сложных, включая математическое и философское мышление (Элементы мысли, 1-ое издание 1878, 2-ое, существенно переработанное издание -1903).

В своих работах С. в противовес агностицизму отстаивал учение о познаваемости мира, которое обосновывал физиолого-психологическими данными (Впечатления и действительность, 1890, Предметная мысль и действительность, 1892).

С. уделял специальное внимание методологии и истории научного познания, доказывая, что принципы, созданные естествознанием (прежде всего принцип детерминизма) приложимы и к душевным явлениям, но должны быть преобразованы соответственно отличию этих явлений от нервных.

Психологию С. называл "родной сестрой физиологии". Труды С. оказали существенное влияние на утверждении в русском обществе естественнонаучных представлений о человеке и психической организации его поведения, о его познавательных возможностях. Эти труды повлияли также на мировую психологическую мысль.

В России идеи С. инициировали развитие многих научных школ в физиологии и психологии.

В начало словаря