Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Соколянский, Иван Афанасьевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соколянский, Иван Афанасьевич

Соколянский, Иван Афанасьевич (1889-1960)

Российский сурдопедагог и психолог, профессор, основоположник отечественной педагогики слепоглухонемых.

После окончания педагогического отделения естественно-научного факультета Психоневрологического института в С.-Петербурге (1913) С. работал педагогом в школах для глухих, был организатором специального образования на Украине в 20-е г.г. Создатель и руководитель школы-клиники для слепоглухонемых детей в г. Харькове (1925-1938). Автор ряда технических изобретений, в том числе специального устройства, позволяющего слепым и слепоглухим читать обычные книги (читающая машина).

С 1939 по 1960г.г. работал в Научно-практическом институте специальных школ (ныне Институт дефектологии ) в Москве, где продолжил работу со слепоглухой О. Скороходовой, начатую в Харькове. В 1955 г. ему удалось организовать систематическое обучение двух слепоглухонемых детей при институте, подготовить несколько специалистов для работы с ними.

С. видел сущность первоначального обучения слепоглухонемых детей не в овладении словестной pечью, а в обучении их ориентировке в пространстве и времени, в овладении окружающим предметным миром через самообслуживание и бытовой труд. В формировании простых умений, благодаpя котоpым складывается осмысленное представление об окружающей человека действительности, он видел самую важную задачу педагога на первом "дограмотном" периоде обучения слепоглухонемого ребенка. Огромное значение он придавал формированию жестового общения слепоглухонемого в конце этого периода, на этой базе в дальнейшем происходит овладение грамотной письменной речью по системе Брайля (для слепых).

В освоении словесного языка он предложил оригинальный метод - "систему параллельных текстов", согласно которому обучение строилось на взаимовлиянии структуры и содержания двух текстов: образца, данного учителем и спонтанного текста ребенка, отражающего его личный опыт.

В начало словаря