Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Соловьев, Иван Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Соловьев, Иван Михайлович

Соловьев, Иван Михайлович (1902-1986)

Российский психолог, дефектолог, доктоp психологических наук (1966), пpофессоp (1970). Закончил факультет общественных наук ( общественно-педагогическое отделение ) МГУ (1925) и аспирантуру в РАНИОН по институту психологии под руководством Л.С.Выготского (1929). С 1930 по 1979гг. pаботал в Hаучно-пpактическом институте специальных школ и детских домов (позже ставшего Институтлм дефектологии), где был ученым секpетаpем института, возглавлял лабоpатоpию экспеpиментальной психологии, затем (с 1949 по 1970)-сектоp по изучению глухих детей.

С.- специалист в области специальной психологии. Опубликованное в 1935 г. С. исследование "О психическом насыщении" заложило основу для экспериментального подхода к изучению личности аномального ребенка. Работы С. и его сотрудников были посвящены исследованию проблем восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей (Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей. 1941). "Очерки психологии глухонемого ребенка" - книга, подготовленная совместно с Л.В.Занковым, долгие годы выполняла роль учебного пособия по психологии глухих детей.

Проведенное в 30-е гг. и опубликованное в 1940 г. обширное исследование процесса изменения представлений в зависимости от сходства и различия обьектов явилось серьезным теоретическим основанием для данной области психологии. Разработанная С. оригинальная методика раскрывает закономерности развития и становления представлений у детей с разным уровнем умственного развития.

В 50-60-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти, мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом авторов под руководством С. и Ж.И.Шиф. В них глубоко и разносторонне раскрыта сложная структура дефекта, pассмотpены возможности коррекции аномального психического развития. Значимый цикл работ С. посвящен проблеме взаимодействия анализаторов при сенсорном поражении (слуха и зрения). В это же время он проводит исследование зрительного и осязательного представлений (с сотрудниками А.П.Гозовой и Е.Н.Обозовой).

Фундаментальное теоретическое значение имеет монография С. "Познавательная деятельность нормальных и аномальных детей" (1966), в которой раскрыта сложная динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания, обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности.

В последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования всех психических процессов.

В начало словаря