Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Талызина, Нина Федоровна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Талызина, Нина Федоровна

Талызина, Нина Федоровна (1923 г.р.)

Российский психолог, доктор психологических наук (1970), профессор (1971), действительный член АПН СССР (1989) и РАО (1993). Закончила физико-математический факультет Ярославского педагогического института (1945). Заведовала кафедрой педагогической психологии факультета психологии МГУ (1967-1995).

Т. внесла значительный вклад в разработку деятельностной теории усвоения, исследовала закономерности процесса усвоения и активного управления им (Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). 1975, 1984). Под руководством П.Я.Гальперина Т. рассмотрены особенности формирования умственных действий, лежащих за понятиями, что позволило вскрыть психологические механизмы становления и функционирования научных понятий.

Ею исследованы умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций доказательства, классификации, рассмотрены возможности формирования логического мышления у детей и особенности функционирования логических приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления процессом их формирования. Установлено, что управление процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет в то время, как стихийный ход становления логического мышления выражается в наличии дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Тем самым вскрыта несостоятельность определения возраста как критерия развития логического мышления, его зависимость от условий усвоения социального опыта.

Изучение психологических механизмов обобщения в экспериментах на нормальных детях и на детях с задержкой в психическом развитии обнаружило, что обобщение не определяется непосредственно общностью свойств в предметах, а зависит от того, на что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это открывает путь для управления процессом обобщения, планирования свойств, по которым требуется провести обобщение.

В 60-е г.г. с появлением программированного обучения Т. проводит анализ общей теории управления, исследуя возможности ее использования в учении (при разработке принципов программированного обучения).

Ею сформулирована деятельностная концепция программированного обучения, отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма (Теоретические проблемы программированного обучения. 1969).

В 70-е гг. выделяется ряд новых направлений исследований Т., связанных с выявлением функций учебника в учебном процессе; подготовкой методики составления обучающих программ; анализом функции контроля при усвоении знаний (Методика составления обучающих программ: Учебное пособие. 1980). Предметом изучения в трудах Т. становятся также психологические основы психодиагностики (Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта совместно с Ю.В.Карповым. 1987). Исследованы возрастные особенности усвоения знаний 6-летними детьми, учет которых необходим при разработке программ и организации процесса обучения.

В начало словаря