Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Теплов, Борис Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Теплов, Борис Михайлович

Теплов, Борис Михайлович (1896-1965)

Российский психолог. После окончания университета занимал различные руководящие должности в научных учреждениях Красной Армии.

С 1929 года в Психологическом институте становится одним из ведущих исследователей процессов ощущений и восприятий, придавая особую роль активности организма и двигательным компонентам в построении чувственных (в частности, пространственных) образов окружающего мира. Но основные интересы Т. были сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности, среди которых он выделил и подверг тщательному экспериментальному анализу музыкальную деятельность ("Психология музыкальных способностей" 1940). В своем анализе он не ограничился процессами сознания и восприятия музыкальных произведений.

Т. четко разграничивал задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. Поэтому сама деятельность должна быть проанализирована под углом зрения тех требований, которые она предъявляет к творческому потенциалу личности. Творческий компонент содержится в любом виде труда, он должен быть выявлен и соотнесен с возможностями субъекта, с "резервуаром" его способностей который им самим может и не осознаваться, поскольку лишь в самом занятии тем или иным видом трудовой деятельности выявляется, на что человек способен, в чем его сильные и слабые стороны.

В своих исследованиях Т. наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание различных способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможность успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Это свидетельствовало не только о гуманистическом подходе к проблеме, но и о важной методологической установке. Одна способность рассматривалась не изолированно от другой, а как компонент целостной системы, в которой отделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях.

Т. принадлежит одно из первых исследований того особого сочетания способностей, которое характеризует успешность труда военоначальника, "Ум полководца". Изучение этой темы Т. вел в годы Великой отечественной войны, проанализировав различия между теоретическим и практическим интеллектом. Было показано, что хотя основные элементы мышления едины, они своеобразно функционируют при решении тактических и стратегических задач, которые вынужден решать военачальник.

В последний период творчества Т. открылась новая глава в исследовании им психофизических основ индивидуальных различий. Отправным для него стало учение Павлова о свойствах типа нервной системы. Т. выдвинул большую программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку.

В начало словаря