Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Тихомиров, Олег Константинович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Тихомиров, Олег Константинович

Тихомиров, Олег Константинович (1933-2000)

Российский психолог, доктор психологических наук (1968), профессор (1971). Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова (1956), являлся заведующим кафедрой общей психологии МГУ (с 1990).

Значительная часть исследований Т. посвящена разработке проблем методологии психологии (предмет и структура психологической науки; основные понятия и принципы психологии; системный подход в психологии; связь психологии с информатикой и философией, соотношение искусственного и человеческого интеллекта).

В его работах экспериментально изучены: роль речи в регуляции произвольных движений, процессы распознавания сигналов, решения мыслительных задач и целеобразования. Выявлены стадии развития произвольных движений. Сформулирована смысловая теория мышления. Предложена теория творческой деятельности человека. Выделены и изучены специфические человеческие механизмы управления поиском решения и формы отражения проблемной ситуации. Введено в психологию и рассмотрено представление об операциональных смыслах, позволяющее по-новому интерпретировать отдельные аспекты процесса творческого мышления. Проведено теоретико- экспериментальное исследование мотивационно-эмоциональной регуляции мыслительной деятельности человека.

Разрабатывалась проблематика целеобразования в творческой деятельности (Психология мышления. 1984; Психологические исследования творческой деятельности (в соавторстве. 1975) Исследуется взаимодействие человека и компьютера и заложены основы развития нового направления-"психология компьютеризации" (Психология компьютеризации. 1988).

Под руководством Т. и при его участии проводились прикладные работы, связанные с оценкой задержек психического развития, с психологической экспертизой компьютерных систем, с разработкой психологических аспектов профессиональной подготовки в вузе и др. На этой основе сделан ряд важных выводов: сформулированы психологические принципы проектирования систем информатики; обоснована необходимость психологической оценки эффективности процесса компьютеризации и его последствий; проведен психологический анализ управленческой деятельности.

В начало словаря