Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Троицкий, Матвей Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Троицкий, Матвей Михайлович

Троицкий, Матвей Михайлович (1835-1899)

Российский философ и психолог, профессор Московского университета, основатель Московского психологического общества (1885).

Т. стоял у истоков отечественной истории психологии как отрасли психологической науки. В его 2-х томном труде "Немецкая психология в текущем столетии" (1882) дан глубокий анализ развития европейской психологической мысли ХY11-Х1Х в.в., прослежены становление индуктивного метода в психологии, эволюция эмпирических исследований.

Развивая идеи английского ассоцианизма, Т. создал оригинальную психологическую концепцию. Все психические процессы возникают, по Т., друг из друга и восходят к ощущениям как внутреннему условию психического развития человека, зависящему от внешних физических причин. Психическое развитие человека он осмысливал через систему его "психических отношений", подразделяющихся на 1) "страдательные и деятельные", 2)"мысленные и действительные", 3)"производительные и непроизводительные", 4) "потенциальные и актуальные", 5) "прямые и возвратные".

Страдательные психические отношения - чувства и идеи. Чувства - первичная форма человеческого сознания: они всегда отражают отношение к чему-нибудь и связаны с удовольствием или страданием. Им противостоят действия или деятельные отношения, подразделяемые на латентные (со- держащие психическое напряжение, готовность к действиям) и открытые ( состоящие в самих действиях-активных и реактивных ).

Т. разработал проблему мотивации деятельности человека, рассмотрев ее в единстве всех психический процессов. Она состоит в обратном влиянии чувств на вызвавшие их движения и действия. Личность Т. понимал как внутреннюю зависимость психических процессов и состояний человека от самого себя, его самостоятельность и свободу относительно общества. Внутренняя независимость и свобода обеспечивают развитие индивидуальных психических потенций, способностей и потребностей.

В "Науке о духе" Т. излагает и свой взгляд на взаимоотношений личности и общества. Понятием, коррелятивным "общественности", у Т. выступает личность с ее специфическими побуждениями и действиями: чем больше в человеке общественности, тем меньше в нем личности и наоборот. Люди, с одной стороны, сохраняют определенную психическую самостоятельность, а с другой, находятся в известной психической зависимости друг от друга. "Общественность" и "личность" в человеке Т. определял как две соотносящиеся области "единого поля индивидуального психического существования". Разнообразные общественные объединения людей возникают в результате психических влияний людей друг на друга, которые и ведут к согласованию целей, составлению единого плана действия, разделению общественного труда.

В начало словаря