Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Челпанов, Георгий Иванович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Челпанов, Георгий Иванович

Челпанов, Георгий Иванович (1862-1936)

Российский психолог. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета (1887), ученик Н.Я. Грота. После стажировки в лаборатории В.Вундта в Германии Ч. в 1897 году организует при Киевском Университете св. Владимира психологический семинарий, в котором студенты получали знакомство с современной для того времени психологической литературой и методами исследования душевной жизни. В этом семинарии начинали свою научную деятельность такие известные психологи как Шпет, Зеньковский и Блонский.

С 1907 г. - зав. кафедрой философии в Московском университете. Основатель Психологического института, для работы в котром он стремился собрать молодых и талантливых ученых - К.Н. Корнилова, П.П. Блонского, Н.А.Рыбникова, В.М. Экземплярского, Б.Н. Северного, А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова и других. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что именно Ч. вырастил целую плеяду молодых ученых, которые стояли у истоков советской психологической школы.

В своей психологической концепции Ч. последовательно отстаивал принцип "чистой, эмпирической" психологии, продолжая традиции западноевропейской школы. Он доказывал, что психология есть независимая, самостоятельная экспериментальная наука. Ее предметом является изучение субъективных состояний сознания, которые столь же реальны, как и любые другие явления внешнего мира.

Предметом его размышлений были главным образом вопросы, связанные с теорией познания, с гносеологией, так как он, как и Лопатин, и Введенский и другие ведущие психологи того времени считал, что звеном, связующим философию и психологию является гносеология. В своих работах "Душа и мозг", "Восприятие пространства" Ч. утверждал, что посредством самонаблюдения и самоанализа собственных впечатлений и возникают априорные понятия пространства, времени, причинности и др. В работе "Душа и мозг" он также писал, что "дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип во всяком случае лучше объясняет психические явления, чем монизм.".

В последние годы научной деятелности в ГАХНе Ч. занимался исследованием эстетического восприятия. Им предложен особый метод познания личности (а позже искусства)-метод "вчуствования." Сущность его в том, чтобы не наблюдать факты со стороны, не объяснять их, а самому их пережить, пропустить их через себя.

Хотя Ч. и не создал самобытной психологической теории, однако, ему отечественная психология обязана появлением многих значительных научных имен. Будучи видным педагогом и организатором науки он сыграл важную роль в формировании высокой исследовательской культуры российской психологической школы. Он создал свою школу, заложив основу дальнейшего плодотворного развития психологической науки в России.

В начало словаря