Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Бехтерев, Владимир Михайлович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Бехтерев, Владимир Михайлович

Бехтерев, Владимир Михайлович (1857-1927)

Известный русский психолог, невропатолог и психиатр. Получил образование в Петербургской медико-хирургической академии, которая в 70-е годы прошлого века была одним из крупнейших научных и учебных центров. В студенческие годы Б. окончательно определяется в своих научных интересах, центральное место в которых занимает психиатрия, исследование душевной жизни человека. В 1878 году после окончания Академии Б. остается в клинике душевных и нервных болезней Мержеевского для подготовки к профессорскому званию, которое он и получает в 1881 году после блестящей защиты диссертации. Во время своей заграничной командировки, которую он предпринимает для ознакомления с зарубежными достижениями в психиатрии и психологии, Б. получает приглашение возглавить кафедру душевных болезней в Казанском университете. Одним из его требований при вступлении в должность была организация экспериментальной психологической лаборатории, которая и была создана в 1885 году. В 1893 году он переезжает в Петербург, в качестве заведующего кафедрой психиатрии в военно-медицинской академии. В это же время он уделяет значительное внимание психологии, выдвигая план ее превращения в объективную естественную науку. В начале века появляются его первые книги, в которых излагаются основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 году Б. создает Психоневрологический институт, на базе которого была создана целая сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первый в России Педологический институт. Это позволило Б. связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот момент, момент формирования экспериментальной психологии в России. Работы этих институтов было продолжены и после революции, причем в 20-х годах были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученики Б. В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.

Разрабатывая свою объективную психологию как психологию поведения, основанную на экспериментальном исследовании рефлекторной природы человеческой психики, Б. не отвергал сознание, включая, в отличии от бихевиоризма, и его в предмет психологии, также как и субъективные методы исследования психики, в том числе и самонаблюдение. Основные положения новой науки изложены им в работах "Объективная психология" (1903) и "Общие основания рефлексологии"(1918). Он исходил из того, что рефлексологические исследования, в том числе рефлексологический эксперимент не противоречат, не заменяют, но дополняют данные, полученные при психологических исследованиях, при анкетировании и самонаблюдении. Говоря о значении рефлексологии, Б. подчеркивал, что научно-объясняющая функция, содержащаяся в понятии рефлекса, основана на предпосылках механической и биологической причинности. Принцип механической причинности, с его точки зрения, опирается на закон сохранения энергии. Согласно этой мысли все, в том числе и самые сложные и тонкие формы поведения можно рассмотреть как частные случаи действия общего закона механической причинности, так как все они не что иное, как качественные трансформации единой материальной энергии. Попытки связать психическую деятельность с энергетическими законами, в частности с законом сохранения энергии, были достаточно популярны в начале века не только в отечественной, но и в мировой психологии. Это было связано с использованием теории энергетизма Маха в концепции психологизма, предпринимаемые Вундтом, Овсянико-Куликовским и другими психологами.

Однако Б. не ограничивался теорией энергетизма, связывая рефлекс и с биологией, с точки зрения которой жизнь есть сумма сложных физиологических процессов, обусловленных взаимодействием организма со средой и приспособлением к среде. С этой точки зрения рефлекс есть способ установления некоторого относительно устойчивого равновесия между организмом и комплексом условий, действующих на него. Таким образом, появляется одно из основных положений Б. о том, что отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма, стремящегося отстоять и утвердить свое бытие в борьбе с меняющимися условиями среды.

Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельности, Б. отстаивал мысль о воспитуемости, а не наследуемом характере рефлексов. Так в 1923 году в своей книге "Основы общей рефлексологии" он доказывал, что не существует врожденного рефлекса рабства или свободы и утверждал, что общество как бы осуществляет социальный отбор, создавая нравственную личность. Таким образом, именно социальная среда является источником развития человека, наследственность задает лишь тип реакции, но сами реакции воспитываются обществом. Доказательством такой пластичности, гибкости нервной системы, ее зависимости от окружающей среды являлись, по мнению Б., исследования генетической рефлексологии, доказавшие приоритетность среды в развитии рефлексов младенцев и детей раннего возраста.

Б. считал проблему личности одной из важнейших в психологии и был одним из немногих психологов начала ХХ века, которые трактовали в тот период личность как интегративное целое. Он рассматривал созданный им Педологический институт как центр по изучению личности, которая является основой воспитания. Как бы ни были разносторонни интересы Б., он всегда подчеркивал, что все они концентрировались вокруг одной цели - изучить человека и суметь его воспитать. Б. ввел в психологию понятия индивида, индивидуальности и личности, считая, что индивид - это биологическая основа над которой надстраивается социальная сфера личности. Большое значение имели и его исследования структуры личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роль в различных видах деятельности и их взаимосвязь.

Исследуя способы коррекции отклоняющегося поведения, он исходил из ограниченности тех способов коррекции, которые во главу угла ставили положительное подкрепление желательного поведение и отрицательное подкрепление нежелательного. Он полагал, что любое подкрепление может зафиксировать реакцию. Избавиться от нежелательного поведения можно только создав более сильный мотив, который вберет в себя всю энергию, затрачиваемую на нежелательное поведения. Таким образом, он во многом предвосхитил идеи о роли сублимации и канализации энергии в социально приемлемом русле, разрабатываемые психоанализом.

Б. отстаивал мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Эти взгляды доминируют в его работах "Коллективная рефлексология"(1921), "Объективное изучение личности"(1923). Именно из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы. Исходя из этого он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности. В своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека, Б. впервые обнаружил такие явления как конформизм, групповое давление. Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, он подчеркивал, что влияние коллектива не всегда благотворно, так как любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Он писал о том, что обычаи и общественные стереотипы в сущности ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять ее потребности. Он также считал, что личная свобода и общественная необходимость, индивидуализация и социализация - это две стороны общественного процесса, идущего по пути социальной эволюции, причем самоопределение личности, представлялось ему подвижным процессом, равнодействующая которого постоянно смещается то в одну, то в другую сторону. Говоря о стереотипизации личности, ее отчуждении от своей внутренней сути при социализации, Б. фактически развивал те же мысли, что и представители появляющейся в то время на Западе экзистенциальной философии, положения которой легли в основу одной из наиболее популярных современных теории личности - гуманистической. Таким образом предположить, что в русле школы Б. зарождались основы еще одной отечественной теории развития личности, формирование которой было остановлено в самом начале.

В начало словаря