Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Чуприкова, Наталия Ивановна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чуприкова, Наталия Ивановна

Чуприкова, Наталия Ивановна (1928 г.р.)

Российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук (1970), профессор (1979). Закончила отделение психологии философского факультета МГУ (1951). С 1953 г. работает в психологическом институте РАО. С 1972 по 1985 гг. заведовала лабораторией психофизиологии познавательных процессов, в настоящее время-ведущий научный сотрудник и руководитель группы института.

Экспериментальные исследования, выполненные Ч. в лаборатории Е.И. Бойко, способствовали обоснованию представления о второсигнальных управляющих импульсах положительного и тормозного характера, избирательно изменяющих состояние локальной возбудимости в проекционных системах мозга в процессах анализа и синтеза непосредственных и словесных раздражителей (Слово как фактор управления высшей нервной деятельности человека. 1967).

В экспериментальных исследованиях, выполненных вместе с коллективом сотрудников, установлена зависимость выраженности и длительности следов кратковременной памяти в последействии непосредственных и словестных раздражителей от степени анализа воспринимаемого материала; усовершенствован метод тестирования локальной возбудимости в проекционных и словесных системах мозга. Теоретически обосновано представление о психике как специфическом классе нервных процессов, несущих функцию отражения и организации на этой основе приспособительного поведения живого существа в процессах его взаимодействия с окружающим миром и координации многих процессов внутри организма. Развито положение о том, что процессы данного класса развертываются на всей вертикали уровневой нервной организации-от субнейронного до общемозгового у высших животных и человека; выдвинута гипотеза о качественном многообразии процессов данного класса, сопоставимом с качественным многообразием внутреннего мира человека. (Психика и сознание как функция мозга. 1985).

В работах по проблеме умственного развития развито представление о подчиненности хода умственного развития общим универсальным принципам развития всех органических систем и в первую очередь принципу системной дифференциации; о психофизиологических когнитивных структурах как носителях умственного развития (Умственное развитие и обучение. 1995).

В начало словаря