Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Шпет, Густав Густавович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шпет, Густав Густавович

Шпет, Густав Густавович (1879-1937)

Российский психолог и философ. Окончил университете св. Владимира в Киеве, (1905), где он стал учеником Челпанова, стажировка за границей приводит Ш. к философии Гуссерля. Вице-президент ГАХН(1923-1929). Репрессирован в 1935 г., расстрелян в 1937, реабилитирован посмеpтно (1956).

В научные интересы Ш. связаны как с собственно философскими проблемами познания и логики, так и с исследованием психологии "социального бытия". Этот подход предполагал анализ социально-исторических причин, обуславливающих развитие психики человека, в том числе его мышления и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование проблемы психологических основ культуры, которая была особенно значима для Ш. Он приходит к выводу, что исследование этих проблем может строиться на основе анализа языка, рассматривая язык как один из важнейших методов изучения личности человека, его эмоций и социального окружения, его культуры. Ш. приходил к выводу о необходимости анализа внутренней формы слова, так как именно она является тем главным механизмом, который лежит в основе присвоения и интериоризации культуры, то есть в основе формирования сознания-как индивидуального, так и сознания народа.

Исследование языка как одного из основных методов понимания психологии социального бытия и является стержнем книги Ш. "Внутренняя форма слова" (1927), где он выделяет два вида внутренней формы - логическую и поэтическую. С точки зрения психологии внутреннее отношение, переживание субъекта при передаче словесного выражения имеет первоочередное значение, так как оно открывает интенцию субъекта, его намерение, его эмоциональное состояние в момент образования слова и его передачи, причем это положение относится как к индивидуальной психологии, так и к психологии народа. Связывая понимание искусства с понятием внуренней формы Ш. подчеркивал, что внутренняя форма художественного произведения является отражением приемов, методов, творческого пути художника, она передает не абстрактное знание, но мировоззрение творца, которое вызывает соответствующие переживания у зрителей. Таким образом, Ш. приходит к выводу о том, что сознание индивида носит культурно-исторический характер, важнейшим элементом которого является слово, открывающееся нам не только при восприятии предмета, но и, главным образом, при усвоении его в виде знака, интерпретация которого происходит индивидом в процесс социального общения.

Будучи одним из основоположников отечественной этнопсихологии Ш.в своей работе "Введение в этническую психологию" (1927) доказывал, что ее предмет раскрывется через расшифровку и интепретацию системы знаков, составляющих содержание коллективного сознания данной нациии. В этой работе Ш. совершенно по-новому подходит к роли эмоций, считая их одним из важнейших инструментов в процессе присвоения культуры. При этом сами продукты культурного развития являются медиаторами в процессе социализации человека, регулируемого развитием типичных для данного этноса переживаниями, которые и составляют главные элементы национального самосознания.

Таким образом подход, разрабатываемый Ш., давал возможность новых путей развития не только для этнопсихологии, но и для социальной и индивидуальной психологии. Он одним из первых заговорил о проблеме самоидентификации, доказывая, что национальная идентификация определяется той культурой, в которой воспитывался человек, языком и традициями, которые для него являются родными и близкими, однако не эти объективные связи, но субъективные переживания определяют процесс отнесения себя к конкретному этносу. И потому при возникновении отвержения субъект может "переменить " свой народ, "войти в состав и дух другого народа", при этом важным моментом является взаимное принятие индивида и группы, без которого не может быть сформирована этническая идентичность.

В начало словаря