Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Шпильрейн, Исаак Нафтульевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шпильрейн, Исаак Нафтульевич

Шпильрейн, Исаак Нафтульевич (1891-1937)

Российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, пpофессоp (c 1923), основатель отечественной психотехники. Обучался в Германии на факультете философии в Гейдельбергском и Лейпцигском университетах, где его учителями был Вундт и дpугие ведущие психологи той эптхи.

Профессиональная деятельность Ш. в качестве психолога в России началась в 1922 г. В 1923 г. Ш. организует Лабораторию Промышленной Психотехники при НК Труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского Института охраны труда, создает и возглавляет секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии при 1-м МГУ (1923-1933). Репрессирован НКВД в 1935 г. по обвинению в контрpеволюционной деятельности, расстрелян в 1937, реабилитирован посмеpтно (1957).

В области дифференциальной психологии, будучи последователем В. Штерна, Ш.ставил задачу ее развития объективными методами, опираясь на традиции естественных наук (Психотехника в реконструктивный период. 1930). Опиpаясь на маpксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе), поскольку ее объектом воздействия и предметом исследования являются социальные явления. Разработал "трудовой метод" психологического изучения профессий. Совместно с С.Г. Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций днятельности, что нашло выражение в pазpаботанной ими программе (схеме) изучения профессий трудовым методом.

Ш. предложил вариант психологической классификации профессий (Руководство по психотехническому профессиональному подбору /редактоp и соавтоp. 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе "метода искусственной и естественной деавтоматизации", суть которого состоит в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого "распада" сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и, наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека.

Исследования пpоцесса фоpмиpования автоматизированных форм поведения и проявлений дезавтоматизации, дезординации, дезориентации и пр., по замыслу Ш., откpывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей -представителей различных профессий. Ш. проводил исследование политической грамотности бойцов (Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона / в соавтоpстве. 1928).

В начало словаря