Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Божович, Лидия Ильинична

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Божович, Лидия Ильинична

Божович, Лидия Ильинична (1908-1981)

Российский психолог, доктор психологических наук (1966), профессор (1967). Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). Ученица Л.С.Выготского. Работала в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, Украинской психоневрологической академии в Харькове. С 1948 по 1981 г. - сотрудница НИИ Общей и педагогической психологии, заведовала лабораторией формирования личности (до 1978 года).

Характерным для научной концепции Б. является целостный подход к изучению личности. Рассматривая воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности, Б. выступила с критикой распространённой в отечественной психологии позиции, характеризующей психику как результат усвоения ("присвоения") общественных форм сознания. Она обосновала тезис о том, что психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности. Б. утверждала, что развитие ребенка имеет внутреннюю логику, собственные закономерности, а не является пассивным отражением действительности, в условиях которой оно совершается.

Обобщая большой эмпирический материал, Б. приходит к выводу, что требования социальной среды лишь тогда станут факторами развития ребёнка, когда они войдут в систему его собственных потребностей. Собственными же потребностями внешние требования становятся лишь в том случае, если они соответствуют не только объективно занимаемому ребёнком положению, но и его внутренней позиции. Последнюю Б. характеризует как систему потребностей и стремлений ребёнка, которая складывается в особое личностное образование и становится движущей силой развития у него новых психических качеств (Личность и её формирования в детском возрасте. 1968).

Большое место в её исследованиях занимало изучение мотивационно-потребностной сферы ребёнка, в частности - мотивов учения. Были выделены и охарактеризованы две группы мотивов: широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно побуждающие учебную деятельность, показаны особенности соотношения между ними в разных возрастах. Рассмотрена проблема личностной готовности к обучению. Используя понятие внутренней позиции, Б. дала анализ психологических причин неуспеваемости и недисциплинированности: плохое поведение ученика обычно возникает как форма протеста против сложившегося к нему отношения. Ею совместно с ее сотрудниками был выявлен и описан феномен "смыслового барьера", суть которого в том, что воспитательные воздействия не воспринимаются ребенком, ибо для воспитателя и воспитанника один и тот же факт, поступок имеют разный смысл. Были охарактеризованы различные виды смыслового барьера и намечены пути их преодоления, проведено исследование аффективных форм поведения, описан "аффект неадекватности", суть которого в существенном расхождении между уровнем притязаний ребёнка в данной деятельности и наличными возможностями её выполнения.

Существенное место в работах Б. занимает анализ проблемы возрастного подхода в воспитании и становлении личности. При её рассмотрении Б. опиралась на введённое Л.С. Выготским понятие социальной ситуации развития. В одной из последних работ Б. проанализировала личностные новообразования, возникающие на различных этапах онтогенеза. Она подчёркивала роль внутренней активности человека в этом процессе, говоря о том, что из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, ребенок превращается в творца этого опыта. Постепенно освобождаясь от непосредственного подчинения окружающей среде, он приобретает способность сознательно преобразовывать её и самого себя (Этапы формирования личности в онтогенезе 1978).

В начало словаря