Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Братусь, Борис Сергеевич

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Братусь, Борис Сергеевич

Братусь, Борис Сергеевич (1945 г.р.)

Российский психолог. Окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1968), доктор психологических наук (1989), профессор (1993), член-корреспондент Российской Академии Образования (1993). С 1968 г. работает на факультете психологии МГУ (с 1990 г. в качестве профессора кафедры общей психологии). С 1993 г. является также заведующим Лабораторией философско-психологических основ развития человека Психологического института РАО.

Научные исследования Б. связаны с проблемами клинической психологии, общей и прикладной психологией личности, философских основ психологии. В области клинической психологии в 70-е годы Б. было проведено одно из первых в отечественной психологии исследование изменений личности при хроническом алкоголизме в зрелом возрасте. Полученные данные, нашедшие отражение в книге "Психологический анализ изменений личности при алкоголизме" (1974), дали возможность раскрыть психологические закономерности возникновения и развития внутренней зависимости от наркотика.

В начале 80-х годов Б. осуществлено развернутое психологическое исследование хронического алкоголизма в подростковом возрасте. Помимо алкоголизма объектами исследования были психологические особенности личности при эпилепсии, психопатиях, неврозах и других видах аномалий. В обобщающих клинический опыт трудах Б. дана целостная концепция психического здоровья, основанная на разработке представлений о структуре и функциях мотивационно-смысловой сферы, выделении специфических уровней и параметров психического и личностного здоровья. В рамках данной концепции проблема аномального развития была рассмотрена в тесной взаимосвязи философско-методологического, общепсихологического, патопсихологического и конкретно-прикладного планов (Аномалии личности. 1988).

Параллельно с исследованиями в области клинической психологии, Б. разрабатывает общепсихологические проблемы, связанные главным образом с изучением смысловой сферы личности. С середины 70-х гг. все более важное место в деятельности Б. стали занимать исследования психологических закономерностей нравственного развития личности, опыты построения философско-этических оснований психологического знания, проблемы связи психологии и религии и обоснование направления, названного христианской психологией (Психология. Нравственность. Культура. 1994).

В начало словаря