Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Будилова, Елена Александровна

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Будилова, Елена Александровна

Будилова, Елена Александровна (1909-1991)

Российский психолог, доктор психологических наук (1973). Окончила историко-философский факультет МГУ (1930), и в 1947 г. поступила в аспирантуру Института философии АН СССР, где под руководством С.Л.Рубинштейна начала разрабатывать вопросы генезиса психологической мысли в России. С 1956 г. Б. - сотрудник сектора психологии Института философии АН СССР, вместе с которым перешла в созданный в 1972 г. Институт психологии АН СССР, где проработала до 1991г.

Центральным направлением исследований Б. являлась разработка философских проблем психологии, изучение становления и развития психологической науки в России, выявление преемственных линий, связывающих русскую психологию на разных ее этапах. Исходным положением выступала идея о связи исторического и логического в развитии историко-психологического познания, получившая в работах Б. как теоретико-методологическое обоснование, так и эмпирическую реализацию при постановке и решении конкретных исследовательских задач.

В книгах Б. (Сеченов и Павлов. 1954; Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке (вторая половина Х1Х - начало ХХ в.в.). 1960; Социально-психологические проблемы в русской науке. 1983) история развития психологических идей рассматривается в контексте социально-культурного развития России, на основе учета духовной атмосферы и идейной борьбы, характерных для исследуемого периода. Вскрывается роль философских проблем психологии в построении ее теории, поэтому центральное место занимает рассмотрение становления и развития в русской психологии основных философско-методологических и теоретических проблем психологической науки: соотношение психики с окружающим миром, психических процессов с физиологическими, проблем детерминации психики и ее развития, активности сознания и его связи с деятельностью. В работах Б. дается всесторонняя оценка и анализ истории экспериментальных исследований в России на рубеже ХIX-ХХ веков., становления социально-психологических идей в русской общественной мысли, развития и утверждения методологических и теоретических подходов в психологической науке после 1917 г. на базе марксистской философии. В работах Б. получили отражение жизненный путь и научная деятельность многих выдающихся русских ученых.

В начало словаря