Приглашаем посетить сайт
Вагнер, Владимир Александрович
Вагнер, Владимир Александрович (1849-1934)
Российский биолог, психолог и педагог, основатель сравнительной психологии в России. Окончил юридический (1874) и физико-математический (естественное отделение, 1882) факультеты Московского университета. Доктор зоологии (1899). С 1895 по 1905 годы - приват-доцент Московского, а с 1906 по 1917 - Петербургского университетов, профессор и вице-президент Психоневрологического института (1907-1917). В 1917-1931 годах возглавлял кафедру сравнительной психологии в Ленинградском университете. Был одним из организаторов Общества распространения естественноисторического образования (1907) и основателем музея эволюции нервной системы и психики при Институте Мозга.
В. разработал объективный ("биологический") метод исследования поведения животных, психику которых рассматривал как продукт длительной эволюции. Этот метод предусматривал изучение их жизнедеятельности не в сравнении с человеком и простейшими, составляющими две крайние генетические ступени, а с близстоящими в эволюционном ряду группами. В своих книгах "Биологические основания сравнительной психологии", 1910-1913; "Возникновение и развитие психических способностей" 1924-1929, В., используя свой метод, который дал ему возможность проследить качественные и количественные характеристики психики животных в онтогенезе и филогенезе, установил генетическую связь отдельных ступеней эволюции.
На основе данных, полученных при систематизации огромного фактического материала, связанного с изучением инстинктов, В. критиковал как "монизм сверху" (антропоморфизм в сравнительной психологии), так и "монизм снизу" (утверждение, согласно которому везде, от инфузорий до человека, психика определяется автоматизмами). Он считал, что инстинктивные и разумные формы поведения животных восходят к рефлексам, но не могут быть к ним сведены. В. разрабатывал теорию флуктуации (колебания) инстинктов, считая, что инстинкты представляют собой не стереотипы, одинаково повторяющиеся всеми особями вида, а устойчивые и колеблющиеся формы поведения, для каждого вида свои.