Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Введенский, Александр Иванович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Введенский, Александр Иванович

Введенский, Александр Иванович (1856-1925)

Российский психолог и философ.

Окончив в 1876 году тамбовскую гимназию, поступает на математический факультет Петербургского университета, затем переходит на историко-филологический факультет, специализируясь на кафедре философии у известного психолога М.И.Владиславлева. После окончания в 1881 году факультета он был оставлен при кафедре. С 1887 года он преподает философию в Петербургском университете, а после защиты магистерской диссертации в 1888 году занимает должность профессора. Под руководством В. в 1897 году было образовано Философское общество при Петербургском университете (по аналогии с Московским обществом), которое просуществовало до 1917 года.

В отличие от распространенных в начале века взглядов, В. доказывал, что психология должна быть теоретической, а не прикладной наукой, а все психологические постулаты должны проверяться логикой, то есть психология должна строиться на основе рационального, а не интуитивного знания. Он также хотел приблизить отечественную психологию к европейской, не лишая ее своего своеобразия, собственного лица. Это было тем более возможно, с его точки зрения, что критическая философия, разработанная Кантом, последователем которого являлся В., несла на себе отпечаток морализаторства, нравственного императива, то есть, как и для российской науки, главным для нее был не только вопрос познания, но и вопрос развития нравственности, что являлось хорошей основой для взаимного сближения.

Формирование объективной психологии было основной целью В., которой посвящены практически все его сочинения. Главный свой труд он так и назвал "Психология без всякой метафизики" (1917), подчеркивая этим и необходимость, и возможность построения объективной психологии. Он подчеркивал, что в отличие от расплывчатых теорий души психология исследует объективные познавательные процессы, а также чувства и волю, которые имеют внешние корреляты, а потому и могут быть исследованы объективно. Душевные явления абсолютно реальны (в отличие от души), а потому могут быть предметом самостоятельной науки. Такая психология является экспериментальной наукой, так как психические процессы могут быть экспериментально исследованы как с помощью измерительных приборов, так и с помощью неизмерительных, естественных экспериментальных методов.

Одной из центральных психологических проблем для В. была проблема соотнесения знания и веры. Он доказывал, что метафизика должна быть оставлена вере, в то время как науке позволительно употреблять ее только в виде рабочих гипотез. Этим своим утверждением он становился в оппозицию некоторым конкретным психологам своего времени, выделяя несколько видов веры в ее отношении к разуму.

Основным положением своей психологической теории В. считал "психофизический закон Введенского" или закон всеобщих признаков одушевленности, который изложен им в работах "О пределах и признаках одушевления"(1892) и "Лекции по психологии" (1908). В продолжение своего утверждения неметафизической, но научной психологии, он писал, что одушевленность или неодушевленность не может быть объективно доказана и потому является метафизическим понятием. В своих доказательствах он опирался на тот факт, что объективные признаки одушевленности должны состоять из таких материальных явлений, относительно которых может быть неоспоримо доказано, что они не могут возникать там, где нет душевной жизни.

Отвергая все монистические психологические теории, вне зависимости от того, какой именно элемент кладут они в качестве основного элемента психической жизни, В. считал необходимым в качестве основных рассматривать три элемента психики - мысли, ощущения и чувства и затем изучать их соединение по законам ассоциаций, то есть исследовать, по возможности объективно, формирование и развитие психических процессов. Рассматривая когнитивные процессы, прежде всего восприятие и мышление, В. подчеркивал необходимость отделить в наших знаниях о психических процессах объективное, то, что может быть исследовано, постигнуто в опыте, и трансцендентальное. Поэтому он писал, что бессознательные явления если и существуют, относятся к трансцендентальным, то есть метафизическим явлениям, а потому не могут входить в предмет объективной психологии, так как не существует объективных методов их исследования.

Исследуя проблему мышления, В. одним из первых разделил понятия интуитивного мышления и интуитивизма. Необходимыми условиями интуитивного мышления он считал одаренность, талантливость ученого, честность мысли, то есть умение и желание проверить правильность и достоверность полученных при помощи интуиции данных логическим или экспериментальным путем, а также хорошее знакомство с тем предметом, который исследуется в данный момент. Он особенно настаивал на этом последнем условии, так как считал, что на пустом месте без опоры на знания, без определенной посылки, невозможно никакое мышление - ни логическое, ни интуитивное. При этом он резко критиковал такое понятие как интуитивизм. Он не относил интуитивизм к мышлению, так как это, с его точки зрения, скорее не мысль, а чувство, возникающее без опоры на знание, без посылок, как прямое ощущение существования или отсутствия чего-то во внешнем мире.

Работы В. имели огромное значение для отечественной психологии. Они соединяли воедино европейскую и российскую традиции, а также различные способы исследования психики - субъективные и объективные, показав достоинства и недостатки каждого из них.

В начало словаря