Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Венгер, Леонид Абрамович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Венгер, Леонид Абрамович

Венгер, Леонид Абрамович (1925-1992)

Российский психолог.

Окончив в 1951 году факультет психологии МГУ, В. еще в студенческие годы начал научную работу под руководством А.В.Запорожца, сделав центром своей исследовательской деятельности изучение психического развития детей дошкольного возраста. В 1955 году он защищает кандидатскую, а в 1969 -докторскую диссертации. Заведующий лабораторией развития способностей детей дошкольного возраста в институте дошкольного воспитания (с 1968), профессор (1970). Автор многочисленных трудов по проблемам интеллектуального развития детей, диагностики уровня их познавательного развития, способностей, а также пособий по сенсорному и познавательному воспитанию детей дошкольного возраста, в том числе "Восприятие и обучение" (1969), "Генезис сенсорных способностей" (1976), "Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" (1986).

В. открыты многие закономерности развития восприятия в первые годы жизни детей. Им были выявлены и описаны основные виды сенсорных эталонов (предэталоны, предметные, сенсорные) и этапы их развития (идентификация, отнесение, моделирование). В работах В. и его сотрудников раскрыта роль различных сторон восприятия в формировании высших форм познавательной активности детей, а также основные деятельности, стимулирующие развитие восприятия в разные возрастные периоды (локомоции, предметная деятельность, продуктивная деятельность - конструирование, рисование). В. была доказана ведущая роль восприятия в познавательном развитии детей дошкольного возраста, его связь с мышлением, памятью и другими психическими процессами. Разработанные им методы изучения умственного развития детей продемонстрировали принципиально новые подходы к диагностике, дав возможность анализировать как актуальные знания, так и потенциальные возможности детей, их способности.

Значительным открытием как для теоретического осмысления особенностей развития психики в дошкольном возрасте, так и для формирования развивающих программ обучения явилась выдвинутая В. идея о новой форме опосредованного мышления, свойственной детям старшего дошкольного возраста - схематическое или модельное мышление. В этой работе развиваются традиции как отечественной психологической школы Выготского, последователем которого являлся В., так и достижений зарубежной психологии, прежде всего гештальтпсихологии (исследования Коффки, Фолькельта), работ Бюлера. На основе концепции модельного опосредования В. были разработаны новые обучающие программы, а также подходы к исследованию умственных способностей детей. Эти работы привели В. к проблеме умственной одаренности, которой он занимался в последние годы жизни, разработав специальные обучающие программы для одаренных детей, а также методы диагностики одаренности у дошкольников, которую он считал динамической характеристикой. Под его руководством разработана программа развивающего обучения, в том числе и программа обучения одаренных детей. Эти программы прошли экспериментальное исследование и апробацию в дошкольных учреждениях Москвы и других городов. В. является создателем научной школы, в русле его концепции выполнен ряд докторских диссертаций, а под его непосредственным руководством было защищено около 50 кандидатских диссертаций.

В начало словаря