Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Кто есть кто в российской психологии (2011)
Владиславлев, Михаил Иванович

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Владиславлев, Михаил Иванович

Владиславлев, Михаил Иванович (1840-1890)

Российский психолог и философ. Профессор, а с 1887 года ректор Петербургского университета. Благодаря ему психология в этом учебном заведении стала одной из ведущих дисциплин.

Переводил и популяризировал взгляды немецких психологов, прежде всего Канта (как впоследствии и его ученик Введенский), разрабатывал собственный курс опытной психологии, центральное место в котором занимали проблемы воли и нравственности. Он ввел в курс психологии очерк истории развития психологических взглядов, что давало возможность понять место современных (для того времени) психологических взглядов и их связь с прошлым опытом.

Разрабатывая свою концепцию психологии, В. стремился соединить эксперимент с идеалистическим взглядом на душу. Выступая против материализма, недостатки его, как и Кавелин он видел в невозможности с этой позиции объяснить развитие нравственности, происхождение этических и эстетических понятий и чувств человека. Применив энергетический закон к психологии, что было новинкой в 70-80-е годы прошлого века, В. связывал энергетическую теорию с забыванием и воспроизведением, говоря о том, что бессознательные состояния и забывание характеризуются минимумом энергии. Он разделял волюнтаристский подход Вундта, причем своеобразие психологических взглядов самого В., изложенных в его учебнике "Психология"(1881) проявляется именно в его трактовке воли и ее роли в психическом развитии человека, в формировании его этических и эстетических идеалов. Это соединения этики и эстетики не случайно и является одной из основных отличительных черт психологии В.

В отличие от традиционных взглядов он связывает нравственность не с мышлением или чувствами, но с воображением. Волю он считает ведущим психическим процессом, который направляет течение всех психических функций. Воля, управляющая нашей психикой, и лежит в основе различия между мышлением и воображением, отличающихся друг от друга только разными целями, разной направленностью волевого поведения. Связывая воображение с этикой и эстетикой, В. писал, что оно всегда служит истине, красоте и благу. Как служитель красоты оно создает идеальные эстетические типы, а для осуществления влечений к истине и благу создает нравственные идеалы. Исходя из своей концепции психики он рассматривал искусство как практическую психологию и как школу нравственности.

Он считал поэзию идеальной выразительницей психических состояний человека, значение которой еще предстоит оценить ученым. Искусство же, по его мнению, явилось из потребности души быть в соприкосновении с миром высокой ценности, с миром идеалов. Поэтому-то искусство дает человеку не только возможность отдохнуть, расслабиться, но и учит его жизни, формируя у него определенные ценности. Именно при создании идеалов - и в искусстве, и в религии и в жизни, воображение переходит в творчество, создавая нечто значительное и своеобразное. Среди таких продуктов творчества и представления об идеальном народе или идеальном человеке, в частности представления о типично русском характере. Поэтому эти модели не столько отражают реальные черты и качества народа, сколько идеальные стремления данной нации. Однако идеалы создаются не только на основе воображения, но и на основе опыта, рефлексии и воли, влиянием которых В. объясняет разницу между идеалами у разных народов и даже у одного и того же народа, находящегося на разных этапах развития. Уделяя большое внимание проблеме воспитания чувств, В. связывал такое воспитание с развитием воображения при помощи искусства, при этом им дается детальное описание разницы в эмоциональном воздействии живописи, музыки, поэзии и прозы, представляющее значительный интерес.

В начало словаря